К вакцинации от коронавируса в России относятся по-разному: кто-то видит в ней долгожданное спасение, а кто-то не доверяет ученым, которые создали препарат за такой короткий срок.
«Ридус» решил пообщаться с жителями разных стран и выяснить, ждут ли вакцину от COVID-19 в США, Великобритании, Германии и Израиле.
Мы попросили наших собеседников рассказать, как в их странах относятся к массовой вакцинации от коронавируса и не пугает ли их то, что вакцину создали за такой короткий срок.
Алла, 53 года, врач, Израиль
В Израиле большинство людей ждут вакцину с нетерпением. Конечно, есть те, кто и до коронавируса был против вакцинации. Люди немного опасаются, что вакцину создали в короткие сроки, но власти проводят разъяснительную работу, объясняют, почему и как вакцина была создана.
Нам рассказывают, что новые технологии позволяют сделать вакцину быстрее, чем это делали 40-50 лет назад. И поясняют, что только так страна может вернуться к привычной жизни.
Израиль будет пользоваться двумя вакцинами — от компаний Pfizer и BioNTech и вакциной Moderna. Большинство местных жителей доверяют этим производителям и в целом израильским властям и ученым. В первую очередь в Израиле будут прививать медицинский персонал и пенсионеров старше 65 лет, уже потом идут люди с хроническими заболеваниями. Детей прививать не будут, так как вакцина Pfizer и BioNTech рассчитана на подростков от 16 лет.
Вакцинация будет носить только рекомендательный характер, никаких карательных мер не предусмотрено. Не будет такого, что из-за отказа от вакцинации людей не допустят на работу.
Старшее поколение относится к вакцинации положительно. Старики вообще привыкли прививаться, поэтому ждут вакцину с нетерпением. А вот среди молодежи много тех, кто опасается и, скорее всего, не будет делать прививку.
В первую волну коронавируса народ в Израиле был в шоке, все очень боялись. Жизнь буквально остановилась, мы не понимали, чего ждать дальше. Но со временем все увидели, что при соблюдении стандартных мер безопасности жить можно, поэтому массовая истерия поутихла.
Были и те, кто сначала не верил в коронавирус, но когда среди знакомых стало появляться все больше и больше заболевших, они поменяли свое мнение.
Также израильтянам очень не понравились карантинные ограничения, введенные перед еврейским Новым годом в сентябре. Почти все были уверены, что такой строгий карантин ни к чему. А так, все очень ждут начала вакцинации.
© Zuma\TASSАлина, 28 лет, дизайнер, Германия
В Германии пока еще не решен вопрос, будет ли вакцинация обязательной. Однако в новостях каждый день сообщают, что она вот-вот начнется. Несмотря на то, что вакцину создали за такой короткий срок, она безопасна, говорят в СМИ.
К вакцинации тоже относятся по-разному. Кто-то обеими руками «за», кто-то побаивается. Лично меня немного смущает, что вакцина сделана в такие короткие сроки. Но немецкой вакцине я доверяю больше, чем российской.
Прививаться российской я категорически не согласна, а насчет немецкой мое отношение положительное. В первых рядах я бы не пошла вакцинироваться, но со временем я бы получила прививку.
Отношение к пандемии во вторую волну сильно поменялось. Я считаю, что немцы стали относиться более безответственно: люди носят спущенные маски, открыты магазины одежды, никаких строгих мер до недавнего времени не было.
Например, мои соседи — пожилая семейная пара — в первую волну сидели дома и соблюдали все меры предосторожности. Сейчас они принимают гостей, ходят каждое воскресенье в церковь и ведут обычный образ жизни.
Но в Германии снова вводят строгий карантин, который продлится до 10 января. Будет перерыв на Рождество 24—25 декабря. То есть снова все будет закрыто, из дома нельзя будет выходить без особой необходимости.
© AP/TASSГарри, 49 лет, программист, США
Я живу и работаю на северо-востоке США (Новая Англия), поэтому ситуация и мнения людей здесь могут сильно отличаться от ситуации в Нью-Йорке или Калифорнии. Причем отличаться радикально.
Как относятся в стране — не знаю. Вокруг меня (коллеги, друзья, знакомые) относятся по-разному, и это очень сильно зависит от места проживания, работы, состояния здоровья. Еще надо помнить, что в США в каждом штате свои правила, и они постоянно меняются. Например, где-то нельзя собираться больше 15 человек, где-то больше десяти, а есть такие места, где количество людей в компании ограничено пятью.
Где-то вводят локдаун — жесткий карантин, а где-то буквально в 15 минутах езды от дома открыты магазины и кафе.
Более реалистичен вариант «давайте быстро все привьемся и забудем про пандемию навсегда». Все хотят, чтобы это наконец-то закончилось, так как никому не нравятся ограничения свободы передвижения, странные ограничения местных чиновников, да и опасения за свою жизнь тоже, знаете ли, не добавляют оптимизма.
Про рестораны, магазины, кино, парикмахерские, сервисы путешествий я вообще молчу: там народ готов вколоть себе [вакцину], как только разрешат. Но не все хотят вакцинироваться прямо сейчас: считают, что, мол, вот сейчас привьют людей из групп риска (полицейских, медработников, учителей), а мы поглядим, как пойдет.
По поводу коротких сроков и вообще сроков: в Штатах это политические игры. Одно из мнений: вакцины готовы, но их задерживали к выборам. Или, наоборот, не готовы, но на FDA надавили, и те выдали сертификацию.
В год выборов доверия к правительству нет совершенно. Ученым больше доверяют, но и они политизировались сильно. Хотя, если честно, в кризис становится видно, кто из чиновников чего стоит. Я поменял свое мнение о губернаторе штата, в котором живу.
Пенсионеры серьезно относятся к пандемии. Они в группе риска, и они это понимают. Пожилые люди больше всех ощущают на себе ограничение свободы, поэтому, с одной стороны, вакцину ждут, но и, с другой стороны, опасаются.
Молодежь достаточно спокойно относится к своему здоровью, но к здоровью пожилых родственников — довольно-таки трепетно. Подростки понимают, что бабушки и дедушки находятся в группе риска.
В начале пандемии я думал, что все продлится месяц-два. Потом начался какой-то маразм. Закрытие границ, как внешних, так и внутренних. В магазинах перебои с какими-то товарами. Я понимаю, что могло не быть санитайзеров, но иногда даже муки не было.
Все быстро пришло в норму, как сейчас говорят, в «новую норму». Летом вообще почти вернулась обычная жизнь. Сейчас, кстати, нет отката к апрельской ситуации. Очень упростилась процедура тестирования. Паники нет. Есть оптимизм.
© EPA\TASSВеликобритания
Дэвид Купер, 52 года, Лондон
Думаю, что вакцинация необходима. Это единственный способ избавиться от коронавируса и вернуться к нормальной жизни. Из-за пандемии страдает экономика, будущее неопределенно. Есть некоторые сомнения в безопасности вакцины.
По идее, мы должны доверять [правительству] в том плане, что если бы она была опасна, ее бы не одобрили. Конечно, сроки ее тестирования были недостаточными для того, чтобы выявить возможные побочные эффекты.
Говорят, что ведутся работы по созданию нового препарата на основе российской вакцины «Спутник V» и нашей оксфордской. Однако пока ничего не одобрено. Но я считаю, что неважно, где в итоге изобретут вакцину, главное, чтобы она помогла побороть вирус.
Конечно, после случая с отравлением в Солсбери, когда погибли невинные люди, доверие к России меньше. И если выбирать между, скажем, немецкой и российской вакцинами, то к Германии доверия больше.
Но, с другой стороны, Россия — большая страна, в которой есть талантливые ученые. И, как я уже сказал, неважно, чья вакцина, важно, чтобы она работала.
© pixabay.com
Линдси Сэмпсон, 38 лет, Мидлсбро (Северный Йоркшир)
Многие считают, что вакцины могут быть небезопасными, но лично я рада, что наша Нацслужба здравоохранения (Министерство здравоохранения Великобритании. — Прим. «Ридуса») одобрила вакцину и начала программу вакцинации.
Я не медик, и не мне судить о том, насколько вакцина Pfizer — BioNTech безопасна и каковы последствия ее применения в будущем, но в целом я доверяю нашей Службе здравоохранения. Не думаю, что они бы одобрили массовое применение вакцины, если бы у них были сомнения в ее безопасности. И уж, конечно, они не стали бы тратить деньги на что-то неэффективное.
У меня есть родственники, работающие в системе здравоохранения. Они среди тех, кому предложат вакцинацию в первую очередь. И они очень рады этому. По их словам, так они будут себя чувствовать в большей безопасности. Но, конечно, есть медики, которые сомневаются в эффективности вакцины и настороженно наблюдают за тем, как себя чувствуют их привитые коллеги.
Думаю, большинство людей переживают из-за долгосрочных последствий действия вакцины. Ведь тестирование закончили в гораздо более короткий срок, чем обычно. Не думаю, что у нас введут обязательную вакцинацию. Это маловероятно. Я также думаю, что большинство людей сами согласятся на прививку, потому что хотят вернуться к прежней жизни. И есть основания полагать, что массовая вакцинация положит конец распространению вируса.
Сейчас отношение, скорее, такое: «если подхватим — значит, подхватим». В целом, думаю, правительство могло бы сделать больше на ранних стадиях пандемии. Например, закрыть границы. Но что сделано, то сделано.
© pixabay.comИрина Коуп, Бат (графство Сомерсет)
Некоторые сомневаются, что препарат безопасный. Обычно на испытания вакцины уходит десять лет. Но я думаю, что короткий срок обусловлен текущей критической ситуацией. Да и люди уже устали от этого и хотят вернуться к нормальной жизни.
Я думаю, что, если одни будут вакцинированы, а другие нет, это ни к чему не приведет. Если мы хотим вернуться к прежней жизни, мы все должны пройти вакцинацию. Так что я рада, что появилась вакцина и что ее уже начали применять. Я пройду вакцинацию, как только появится такая возможность.
Манель Меккери, 24 года, Кембридж
Это здорово, что Великобритания одной из первых изобрела собственную вакцину и начала процесс вакцинации. В первую очередь вакцину получат граждане старше 80 лет и сотрудники медучреждений. Я считаю, что это рациональное решение. В первую очередь мы должны подумать о тех, кто находится в зоне риска.
Полностью поддерживаю это решение. Правда, не уверена, что на данный момент вакцинация охватит всю территорию страны. Насколько я знаю, вакцину Pfizer — BioNTech (которую начали применять в Великобритании. — Прим. «Ридуса») протестировали. Она прошла серию испытаний, клинических тестирований, показавших ее эффективность и безопасность. Кроме того, ее испытывали на волонтерах.
Вместе с тем возможные побочные эффекты, которые могут проявиться позднее, неизвестны. Я скорее доверяю науке, нежели правительству и политикам. Особенно с учетом того, что у нас нет точных данных об общем числе заразившихся коронавирусом и о выздоровевших.