Россия должна как можно скорее начать процедуру отказа от использования доллара, потому что это может быть длительный процесс, призвал в среду глава ВТБ Андрей Костин.
Процесс этот может завершиться только через 20 лет, прогнозирует он.
При этом тот же Костин в том же выступлении отметил, что отказаться от доллара невозможно, учитывая роль американской валюты в мире.
Взаимоисключающие заявления главы ВТБ показывают, что политические эмоции в его голове борются с трезвым профессиональным анализом, предполагает эксперт Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
Почти весь российский экспорт и импорт осуществляется именно за доллары США, и ни евро, ни тем более юань не могут идти ни в какое сравнение с объемами «долларовой» торговли.
Это можно было бы сделать, если бы импортозамещение в России достигло 100%. Но сделать это невозможно, да и не нужно.
Интересно, что к евро, второй мировой резервной валюте, Костин такой аллергии не испытывает — хотя от европейских санкций Россия страдает немногим меньше, чем от американских.
Возможно, то, что к евро Костин более благосклонен, связано именно с тем, что Россия от евровалюты зависит меньше, чем от американской. Ведь главный товар, который Россия продает за рубеж, нефть, в евро не торгуется вообще, — предлагает свой «финансовый психоанализ» Гордеев.Отказ от расчетов в долларах, даже чисто гипотетический, приведет только к двум последствиям: уничтожению российской экономики и поддержке экономики американской, добавляет масла в огонь глава Проекта национального развития Андрей Черепанов.
Американцы будут просто счастливы, если Россия сбросит все имеющиеся у нее долларовые резервы, потому что это снизит цену „бакса“ и тем подстегнет экспорт из США. А вот список катастрофических последствий для России настолько велик, что весь его нет смысла и озвучивать, — сказал он «Ридусу».Такого рода инициативы показывают полное отсутствие стратегического долгосрочного видения у тех, кто их выдвигает, продолжает эксперт.
Если Россия будет требовать от покупателей той же нефти не доллары, а другую валюту — те, скорее всего, согласятся, но по принципу „любой каприз за ваши деньги“. Это значит, что все затраты на конвертацию и курсовые риски падут именно на Россию, если уж нам так жжет руки американский доллар, что мы готовы терпеть убытки, лишь бы к нему не прикасаться, — прогнозирует Черепанов.Как ни странно, предложение Андрея Костина очень созвучно предложениям, которые выдвинули в августе американские сенаторы в законопроекте «О защите американской безопасности от агрессии Кремля — 2018».
Сенаторы предлагают заблокировать возможность долларовых расчетов для ключевых участников банковской системы страны, включая и ВТБ.
Не исключено поэтому, что заявление главы ВТБ навеяно деланием показать «обидчикам», что сделать его банк изгоем у американцев не получится и что он с радостью откажется от «зеленого» по собственной инициативе.