Посмотрел выпуск в блоге Юрия Дудя про «Ширли-Мырли». Честно говоря, сам этот фильм не очень люблю. Зацепила дискуссия с Игорем Угольниковым — можно ли снимать кино про «самоваров». Так называли калек, вернувшихся с войны, без рук без ног.
В СССР к этим людям относились действительно нещадно: очищали от них города и села, ссылали в специальные клиники с очень спартанскими условиями. Вычеркивали из жизни.
Я сам в девяностые годы пытался написать о «самоварах» репортаж, еще мог застать последних из искалеченных фронтовиков.
Но в те времена (не знаю, как сейчас) медицинское ведомство было одно из самых законопаченных. Не знаю почему. Даже в тюрьмы для пожизненников было проще попасть, чем вот в такие учреждения.
СССР. Москва. 1 мая 1991 г. Каждый день Анна Матвеевна Сергеева отправляется с дочерьми в центр реабилитации. © Христофоров Валерий/Фотохроника ТАССУгольников считает, что снимать такие фильмы нельзя. Нас это опорочит. Рука не поднимается. На чьей стороне я в этой дискуссии? На этот раз — на стороне Дудя. Я считаю, что сильная страна и сильная цивилизация, которая вырастает вокруг любой сильной страны — это как хорошая версия в математике.
Главное свойство хорошей версии — способность объяснять максимум явлений. Помните эпизод из фильма «О чем говорят мужчины»?
— Вот почему мне с похмелья так и хочется какую-нибудь гадость съесть? Беляш такой вонючий, промасленный или чебурек?
— Может, потому что ты мудак?
— Да? Я как-то об этом не подумал. Хорошая версия. Многое объясняет.
Так вот. Не нужно бояться рассказывать истории про себя — такие, которые расскажут другим про других. Надо становиться хорошей версией для народов, которая многое им объясняет. Даже на собственном горьком опыте. В этом и заключается смысл существования культур и цивилизаций. Иначе нечего будет ответить на вопрос — а может ты просто мудак?
Уверен, что Владимиру Меньшову удалось бы снять такой фильм.