В последнее время граждане России всё чаще оказываются втянутыми в ближневосточный «джихад» запрещенной в России экстремистской группировки «Исламское государство». По данным председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию дипломатии Елены Суторминой, среди террористов сейчас находится порядка двух тысяч граждан Российской Федерации.
Заместитель Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов уверен, что причина успешной деятельности вербовщиков ИГ кроется в дефиците доверия и насаждении враждебного отношения к исламскому миру, о чем он сообщил на пресс-конференции в РИА Новости: «Возьмем, например, „Русский марш“. Вспомните, какие выкрикивали там лозунги в адрес мусульман и Всевышнего Аллаха. Надо понимать, что своей ненавистью русские националисты льют воду на мельницу наших врагов — приверженцев радикального ислама. Вербовщики искусно используют их ненависть к мусульманам в своих целях, говоря потенциальным адептам, что, русские да и вообще христиане — враги истинного ислама, ибо посмотрите, как сильно они нас ненавидят. Нам нужно не ненавидеть друг друга, а развивать единство и равноправие наших культур, народов, религий».
При этом Альбир Крганов добавил, что свою лепту в нагнетании озлобленности по отношению к исповедникам ислама вносят и журналисты:
СМИ так много пишут о радикальном исламе, что в итоге у людей складывается ощущение, будто мусульманин — это обязательно террорист и убийца. Очень мало говорится о том, что мусульмане — это те люди, которые тоже строили великое российское государство, сражались и умирали за наше с вами общее Отечество.По мнению Крганова, дефицит доверия в обществе, а значит и отсутствие справедливости по религиозным или национальным признакам — некий фундамент для вербовки в ряды «Исламского государства»:
«Доверие — это то, что представители радикальных течений ислама предлагают в первую очередь. Они очень мотивированы и найдут подход к любому человеку, кто одинок и страдает от социальной несправедливости. Такие деятели утешат безработного, которого выгнал работодатель, накормят его и дадут, возможно, какие-то средства к существованию. А затем расскажут об идее халифата — государства всеобщей исламской справедливости, за которое нужно пролить кровь. Подобную технологию вербовки радикалы используют и в проблемных регионах Ближнего Востока».
Стоит заметить, что технологии вербовки в ряды «Исламского государства» как две капли воды напоминают методы вовлечения новых членов в ОПГ девяностых. В эпоху всеобщей разрухи, повальной безработицы и нищеты к вам также могли подойти крепко сложенные и до боли респектабельные товарищи, которые готовы были и выслушать, и сто долларов подарить в знак «братства». А после, по прошествии какого-то времени, эти новоиспеченные «братья-заступники» уже предлагали работу на «мафию» со всеми вытекающими «тяжкими».
О технологии вовлечения мусульман в ИГИЛ читайте в ближайшее время в расследовании «Ридуса».