В четверг, 7 апреля, в России стартует фантастическая комедийная экшен-драма «Всё везде и сразу» от режиссеров фильма «Человек — швейцарский нож». Главную роль в сумасшедшем жанровом киномиксе заполучила звезда лент «Мемуары гейши» и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Мишель Йео, а компанию ей составляют Джейми Ли Кертис, движущая сила франшизы «Хэллоуин», и Ке Хюи Куан.
Фактически артхаусный блокбастер — одно из главных событий в отечественном прокате этого месяца. Фильм, весьма своеобразно иронизирующий над канонами супергеройских лент, уже отсмотрен и нам есть о чем вам рассказать.
Официальный синопсис выглядит следующим образом:
«Эвелин получает доступ к воспоминаниям, эмоциям и невероятным способностям других версий себя. Теперь она может прожить тысячи жизней и быть кем угодно — известной актрисой, мастером боевых искусств, оперной дивой и даже небесным божеством. Но всем мультивселенным угрожает таинственная сущность, с которой Эвелин предстоит сразиться. Как знать, возможно, заодно она разберётся и с самым страшным злом — своими налогами». В центре сюжета — семейство Вонг, которое держит в Штатах старую прачечную. Проблем у этой семьи хватает с избытком.© A24С первого момента мы видим людей, которые друг от друга очень сильно устали. Матриарх семейства Вонг — Эвелин — разрывается между устроением праздника для престарелого отца, ведением работы в собственной прачечной и попыткой хоть как-то разобраться с подсчетом налогов и заполнением бумаг. Ее муж изо всех сил пытается помочь супруге, тем временем нося в кармане уже подписанное заявление на развод.
Дочка Вонгов Джой переживает из-за того, что не может познакомить свою девушку с дедушкой (отцом Эвелин), поскольку мать не в восторге от возможной реакции представителя самых старых правил и жизненного уклада. Впереди у Вонгов — встреча в налоговой инспекции, которая решит судьбу их порядком зачахшего бизнеса и может оставить всю семью без гроша в кармане. Отсюда и стартует та сумасшедшая история, которую для нас закрутили Дэн Кван и Дэниел Шайнерт, поставившие картину и написавшие к ней сценарий.
Разобраться с налогами для Эвелин станет большим испытанием. Но не главным.© A24Мультивселенная и различные версии одного и того же человека ныне являются темой, которая уже неслабо популяризирована в фильмах вселенной Marvel. Наверняка факт того, что кто-то решился по полной высмеять клише и перипетии сюжетных шаблонов супергеройского кино, сыграл не последнюю роль для режиссеров третьих и четвертых «Мстителей» Джо и Энтони Руссо, которые подключились к фильму Дэниелов в качестве продюсеров.
Если вы уже видели предыдущую полнометражную работу дуэта постановщиков — фильм «Человек — швейцарский нож» с Дэниелом Редклиффом и Полом Дано, значит, вы знаете, чего ожидать, ибо своему фантасмагоричному стилю Дэниелы не стали изменять, лишь усилив свою любовь ко всему необычному.
Если же «Все везде и сразу» станет вашим первым знакомством с творчеством Дэниелов, то приготовьтесь к тому, что вас неоднократно будет посещать мысль, что такую сумасшедшую дичь вы еще ни разу в жизни не видели.
Экшен-сцены с Йео и Кёртис выглядят и захватывающе, и совершенно несерьёзно.© A24Название максимально точно характеризует происходящее на экране. Картина одновременно совмещает кучу всего того, что мы обычно видим в кино разве что по отдельности — историю замученных жизнью людей, фантасмагорию на тему мультивселенных, оммажи на культовые азиатские боевики и многое другое.
Казалось бы, у ленты самый типичный сюжет: к совершенно ординарному герою приходит вестник, возвещающий, что он (в нашем случае — она) является тем самым Избранным, способным спасти всех и вся. Но здесь основное клише супергеройских фантастических картин подвергается такому количеству стёба и самоиронии, что поневоле салютуешь смелости постановщиков, ведь они фактически поиздевались над негласным каноном гиков всего мира.
Даже экшен-сцены не стесняются выйти за рамки предложенных стандартов, предлагая использовать все возможные варианты развития событий. Особенно самые неправдоподобные.© A24Сумасшедшим в ленте стало абсолютно всё. Например, чтобы переместиться в другую версию самого себя в ином измерении, героям нужно сделать нечто чересчур странное. Например, поменять местами кроссовки и надеть их не на ту ногу или съесть помаду. Или стать «шашлычком», как завещал снеговик Олаф из «Холодного сердца». Это нельзя объяснить, каждый должен увидеть это сам.
Фантастика и экшен здесь тесно сплетены с основной историей, выводя драму Эвелин на новый уровень. Пытаясь понять и принять выбор дочери-лесбиянки, она сталкивается с осознанием того, насколько сильно запустила свою жизнь, при этом похоронив все свои мечты. Когда героиня сталкивается с фактом того, что из всех измерений и версий самой себя она — самая ординарная и невыдающаяся, каждый зритель почувствует укол разочарования. Ведь когда с детства каждому из нас твердят, что мы уникальны, страшно подумать, что на самом деле это не так.
Ке Хюи Куан в детстве сыграл в третьем «Индиане Джонсе» и «Балбесах» Ричарда Доннера. Последние десятилетия когда-то многообещающий юный актер ставил боевую хореографию для многих современных экшен-фильмов.© Ley Line EntertainmentНа фоне происходящих событий, которые сменяют друг друга невероятно стремительно, не сразу понимаешь, что ни одно клише не обошли стороной, чтобы видоизменить до совершенно противоположного состояния. Например, в нас просто кинут эпизодом, который убьет напрочь бабушкино вечное: «Все, что ни делается, все к лучшему, могло ведь быть и хуже». А ведь могло и лучше, бабуль. Только мы, в отличие от Эвелин, об этом никогда и не узнаем.
Конечно, такой сценарий могла бы похоронить плохая актерская игра, но фильм обладает талантливым актерским составом, где каждому удалось по максимуму отработать самых разных героев одновременно. Мишель Йео — роскошная женщина, которая одинаково хороша и в драме, и в экшене, — смогла сыграть героиню, совершенно не похожую ни на что, что мы видели на экранах ранее в ее исполнении. Усталая и разбитая Эвелин проходит через миллионы приключений ради всего одной цели, которая раскроется лишь перед самыми титрами.
Бодрую Джейми Ли Кёртис, которая еще совсем недавно разносила Майкла Майерса в новом «Хэллоуине», здесь вообще легко не узнать, настолько состарили опытную и знаменитую актрису. Однако и ей удалось переключиться со сварливой бухгалтерши на злобную убийцу, одержимую уничтожением главгероини. И сделать это убедительно.
Вот вы узнаете в этой старушке звезду «Хэллоуина» и «Правдивой лжи»?© A24Видно, что актеры по-настоящему кайфовали от своей задачи, резко переключаясь на разные характеры своих героев, которых им предстояло играть. Ке Хюи Куан смотрелся одинаково убедительно и в роли чувствительного мужа властной женщины, и в образе Морфеуса местного разлива, что можно сказать и про дебютантку Стефани Сюй.
И каст вполне можно понять — не так часто выпадает шанс нырнуть в настоящее море абсурда с серьезным лицом, воплощая такие идеи, какие не снились многим даже в самых смелых снах. И да, абсурд здесь на абсурде, абсурдом погоняемый. Мейнстриму такой подход чужд, и наверняка найдутся люди, для которых перелом шаблонов станет очень болезненным, однако не на них и ориентировались создатели, превращая вывернутые наизнанку задумки в проект своей мечты.
Чего смеяться — в фильме есть эпизод с измерением, где у главных актрис вместо пальцев на руках — сосиски, а все основные действия они выполняют ногами! Просто ЧТО?!© A24Что же в итоге? Такого коктейля вы точно еще не видели, и ощущения, которые вы испытаете, очень трудно предсказать или даже предугадать. Однако если отбросить предрассудки, то перед вами может открыться по-настоящему уникальный киноопыт, который несравним ни с чем из того, что вы видели прежде.
Каждый из зрителей увидит здесь что-то свое. Кто-то сосредоточится на крышесносных переключениях сюжета, кто-то будет ждать объяснения темы мультивселенных, а кому-то зайдет история женщины, которая пытается понять себя и своего ребенка. Это словно поход на самые сумасшедшие американские гонки — повторить захочется не каждому, но без впечатлений от этого аттракциона вы точно не останетесь.
«Всё везде и сразу» — в российских кинотеатрах с 7 апреля.
На прошлой неделе в прокат вышла драма «Сядь за руль моей машины» — лауреат «Оскара-2022» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Рецензия на японскую экранизацию рассказа Харуки Мураками уже доступна для прочтения.