Все многоквартирные дома в России ожидает тотальная «реновация»: в них в директивном порядке будут ликвидированы мусоропроводы (там, где это еще не сделано силами самих жильцов).
Инициатива Минприроды нацелена не на борьбу с тараканами (разве только как побочный эффект), а на стремление заставить россиян сортировать твердые бытовые отходы принудительно — если они не хотят делать это добровольно.
Привычки к сортировке ТБО у россиян в самом деле нет. В Москве контейнеры для раздельного сбора пока можно обнаружить только на платформах МЦК и в некоторых случайных дворах (например, на Абельмановской улице — похоже на частную инициативу местного ЖЭКа).
Как заявил в своем интервью РБК глава Минприроды Сергей Донской, в случае принятия закона о раздельном сборе отходов граждане будут платить намного меньше за коммунальные услуги.
Возможно, министр выступил с такой инициативой после того, как получил в декабре «пинка» от российского президента. Тогда Путин потребовал от Донского раз и навсегда решить проблему множащихся мусорных полигонов:
Нельзя поощрять ситуацию, когда в одном месте полигон закрывают, а в другое место в совершенно неконтролируемом масштабе начинают свозить, на неподготовленные площадки, опять рядом с жильем и так далее. Это вызывает абсолютно законную негативную реакцию людей.Несмотря на то, что мусоропроводы в многоэтажных домах являются очевидным источником антисанитарии, депутат Государственной думы Галина Хованская выступила против предложения их ликвидировать. Правда, какую-то аргументацию своей приверженности инкубаторам тараканов она не сформулировала.
Условно-мусорный рефлекс
Инициатива Сергея Донского — это условный рефлекс госчиновника, которому надо оперативно отреагировать на окрик вышестоящего начальства, объясняет идею заварить мусоропроводы председатель отраслевого оператора по обращению с отходами Дмитрий Тукнов.
«Это блажь. В этом предложении отсутствует логика: из чего следует, что выбрасывая мусор не на этаже, а во дворе, люди начнут его сортировать?» — сказал он «Ридусу».
На самом деле проблема переработки ТБО в России обречена растянуться на годы, если не на десятилетия, потому что в ее решении меньше всего заинтересовано… Министерство природных ресурсов и экологии, выливает холодный душ Тукнов.
«И вот в этом логика как раз есть — бюрократическая. Структуры Минприроды точно по той же причине не заинтересованы в решении мусорной проблемы, по какой полиция не заинтересована в полном искоренении преступности, а кошмар для врачей — что люди перестанут болеть. Налицо конфликт управленческих задач, когда структура вынуждена пилить сук, на котором ее существование держится», — объясняет он.
Кроме того, невозможно заставить население сортировать ТБО самостоятельно, если рассчитывать исключительно на сознательность жителей; требуется, чтобы человек был экономически заинтересован это делать, продолжает эксперт.
«А для этого вторичное сырье должно быть востребовано: чтобы человек получал деньги за макулатуру, за бутылки, за жестянки, за батарейки и т. д. То есть не житель дома будет платить управляющей компании за сбор ТБО, как сейчас, а наоборот, ему будут платить за это», — напоминает он худо-бедно существовавшую в СССР систему сбора утиля.
Однако в ведомстве Донского нет людей, которые когда-либо работали в технологическом цикле обращения с отходами, поэтому они предлагают предельно примитивные способы решения мусорной проблемы, которые не могут достичь цели, не оставляет Тукнов камня на камне от инициативы главы Минприроды.
Москва-мусоросортировочная
Раздельный сбор ТБО приведет к позитивным изменениям по всей технологической цепочке, хотя тоже непонятно, как на это повлияет ликвидация мусоропроводов, соглашается эксперт по рациональному природопользованию, бывший председатель Ассоциации мусорщиков Москвы Лазарь Шубов.
«По моим данным, 65% населения готово сортировать отходы, если в их городах будет создана такая инфраструктура. А с остальными надо работать, объяснять им, почему нельзя валить весь мусор в одну кучу», — сказал он «Ридусу».
По данным того же Шубова, в Москве за 30 лет было введено в строй шесть мусоросжигательных заводов, но, по его словам, на сегодня в строю осталось только два.
«Заводы так недолго функционируют из-за того, что они „питаются“ нерассортированным мусором и выходят из строя через пятнадцать лет работы. А нигде в Москве и Подмосковье, за исключением Мытищ, раздельной переработки ТБО не производится», — сетует Шубов.
(Информация про Мытищи у господина Шубова уже устаревшая. Действительно, в Мытищах контейнеры для раздельного сбора отходов, а также отдельные ящики для использованных батареек и ртутных ламп были установлены пару лет назад. Но в первые же недели эти контейнеры оказались забиты отходами «не по предназначению» — таким образом, благое начинание городских властей Мытищ с треском провалилось.)
«Пока не будет налажена система селективного сбора и сортировки отходов, строительство мусоросжигающих заводов будет бессмысленной тратой денег. А на весь Московский регион сортируют ТБО на одном только МСЗ, в Каргашино, — но даже там это делают, вы не поверите, вручную! Много ли мусора можно рассортировать голыми руками?» — вздыхает Шубов.