Авто

Музей ГАЗа: гордость за советский автопром для чайников

23 612

Но мой репортаж не об этом. При автозаводе есть свой собственный музей истории, где можно испытать гордость за некогда могучий советский автопром. Пустить скупую слезу, так сказать.

Если наши многоуважаемые ребята из Кремля не возродят автомобиль «Волга» в качестве символа власти и не наладят производство, то завод мы потеряем навсегда. Или так и будем дальше штамповать модели под иностранную дудку. Почему бы «ГАЗ» не вернуть в таксопарки? Вспомните, какая удобная была для такси машина. Каких-то несколько лет назад я сам постоянно просил у оператора службы такси прислать мне «Волгу».

Сейчас любой желающий в силу своих возможностей может позволить себе купить такой же автомобиль, как у главы государства, а раньше «Чайку» надо было заслужить. Насколько я знаю, на нее даже цены не было. Сейчас подобный раритет можно приобрести примерно за 2 миллиона рублей. Вспомните, как по Москве когда-то неслись черные ЗИЛы с мигалками, но это уже история совсем другого завода…

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

В мае 1929 года Высший совет народного хозяйства и американская фирма «Форд» заключают соглашение о налаживании массового производства моделей «Форд-А» и «Форд-АА». Именно тогда был задан формат производства, грузовики и легковушки делались на одном заводе. До недавнего времени эта хорошая традиция сохранялась. Изначально завод назывался «НАЗ», а уже позже был переименован в «ГАЗ». Наши модели от американских отличались усилением некоторых узлов, что связано с более суровыми условиями эксплуатации. Инженеры тоже не ленились и разработали целую линейку собственных модификаций на базе американо-российского грузовика.

Впоследствии американцы присылали нам чертежи новых моделей, которые постоянно переделывались и изменялись. Что задало будущий характер российского автомобилестроения. Например, на «Форд Б» устанавливали поперечные рессоры и двигатель меньшей мощности, чем на русского брата близнеца.

В годы Великой Отечественной войны завод был полностью направлен на производство военной техники. На ГАЗе в те времена производили легкие армейские внедорожники «ГАЗ-64», танки и бронеавтомобили различных модификаций. За годы ВОВ было выпущено примерно 200 тысяч единиц техники, это, не считая снарядов, минометов и моторов. В музее завода можно увидеть часть немецкого снаряда, который залетел в один из цехов. За годы войны производственные площади не раз подвергались атаке, в 1943 году за один месяц завод бомбили целых семь раз.

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

После войны был обновлен модельный ряд автомобилей, выпускаемых заводом. В 1946 году вышла первая «Победа», которую по неосторожности хотели назвать «Родина». После вопроса Иосифа Виссарионовича «Почем родину собрались продавать?», все вопросы с названием автомобиля моментально отпали. В 1956 году появляется легендарный «ГАЗ-21», про который сняли целый фильм «Берегись автомобиля». С этой машиной связан миф о луженом кузове, на самом деле же все было иначе. До 60-х годов все заводские дефекты кузова исправляли обычным припоем. Надо отметить, что дефектов было немало.

В 1971 году завод наградили орденом «Ленина». В этом же году началось производство принципиально новой 24-й модели, обновили которую только в 1981 году. Но что значит обновили? Сделали глубокий рестайлинг. 24-я была признаком достатка и большого блата. Если герой в фильме говорил «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и - в Ялту», все сразу же представляли себе «ГАЗ 24». Достаточно вспомнить, с каким упоением герой фильма «Служебный роман» хвастается своему застенчивому другу своим новым автомобилем.

В музее выставлены опытные образцы, которые так и не вышли в серию из-за кризиса 90-х годов. Тогда на наш рынок хлынули подержанные иномарки, затмившие отечественные автомобили своей комплектацией и новизной. Но, надо заметить, что салон у опытных машин весьма потрепанный, видимо кто-то решил в те смутные годы не изменять отечеству. В тех же 90-х после долгой паузы на сцену выходит долгожданная полуторка, только название для нее выбрали весьма своеобразное - «Газель». В России начал развиваться мелкий бизнес, а для перевозок товара нужен был небольшой и удобный грузовичок. ГАЗ вовремя сумел занять свою нишу.

Галерея с фотографиями:

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

© Никита Перфильев

Далее были попытки начать выпускать неказистые внедорожники и весьма красивую модель «ГАЗ 3111». Последняя почему-то тоже не нашла своего клиента, что весьма странно. Полным провалом оказалась попытка наладить производство устаревшего «Крайслера» под пафосным иностранным названием «Volga Siber». Не выпустив и девяти тысяч автомобилей, производство свернули в 2010 году. По моим наблюдениям, в Нижнем Новгороде довольно популярный автомобиль, скорее всего, вся выпущенная серия там и осталась.

Как я и говорил в начале, сейчас на мощностях ГАЗа «Volkswagen Group Rus» выпускает свои автомобили. В прошлом 2013 году было запущено новое поколение «Газелей», планируется наладить их поставку в другие страны. Хотелось бы пожелать будущим инженерам и дизайнерам автомобилей «ГАЗ» почаще заходить в музей, организованный при заводе, и не забывать легендарную историю великого производства.