«Великих» — если преувеличение, то небольшое. Подлинно выдающимися актёрами их не назовёшь, но то, что они уже вошли в историю мирового кинематографа — несомненно. Их главная роль — образцовый англичанин, со всеми его плюсами и минусами (если таковые имеются). Джентльмен — не обязательно, но как правило. Мало кому удаётся быть олицетворением целой нации, человеком, про которого в первую очередь вспоминают, когда кто-то поблизости говорит: «Эти русские», — или «Эти американцы». Могут быть, конечно, варианты, но если всё-таки провести глобальный соцопрос, при фразе «Эти англичане» в памяти мгновенно всплывёт либо один, либо другой — а то и оба разом.
Хью Грант и Колин Фёрт — два очень разных артиста, которых объединяет нечто большее, чем просто экранный образ. За ними стоит целая страна, они — не только её сыновья, но и законные представители на мировых киноэкранах. Сравним же во славу их общего юбилея (они родились друг за другом, 9-го и 10-го сентября соответственно) творческие пути этих всеобщих любимцев.
Хью Грант дебютировал в кино раньше — в 1982-м году, в первом фильме Майкла Хоффмана «Привилегированный». Зато выход Фёрта оказался мощнее: в мае 1984-го «Другая страна» с ним и с Рупертом Эвереттом участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля (это был фильм о связях британского шпиона с Москвой, между прочим), а чуть позже на телеэкраны вышла очередная экранизация «Дамы с камелиями», показавшая, как здорово «сидят» на актёре роли классического репертуара.
Профессиональное признание каждого настигло в разные годы — если брать в расчёт не просто наработанный авторитет, а конкретные кинонаграды. Сегодня, спустя столько лет, может показаться даже удивительным, что первым серьёзный успех познал в этом смысле Хью Грант — на Венецианском кинофестивале 1987-го года он разделил приз за лучшую мужскую роль с Джеймсом Уилби, своим партнёром по фильму Джеймса Айвори «Морис».
Любопытно, что спустя 22 года Колин Фёрт получит в Венеции аналогичную награду также за роль «Одинокого мужчины» нетрадиционной сексуальной ориентации. Пока же его работа с другим классиком — Милошом Форманом — не принесла должного результата: «Вальмона» недружелюбно приняли критики — и в первую очередь потому, что фильм вышел почти впритык за другой, более яркой экранизацией «Опасных связей».
Хью Грант ещё раз снялся у Айвори в драме «На исходе дня», чуть ранее — у Романа Поланского в сексуальном триллере «Горькая луна», но подлинный успех, увенчанный премией «БАФТА» и «Золотым глобусом», пришёл к нему в 33 года вместе со ставшей суперхитом комедийной мелодрамой «Четыре свадьбы и одни похороны» Майка Ньюэлла.
Колину с крупными режиссёрами на первых порах приходилось сталкиваться реже, а потому час его славы настал в 1995-м опять же благодаря телевидению. Новая версия «Гордости и предубеждения» Джейн Остин, выполненная в формате мини-сериала, если ещё не обессмертила Фёрта, то навсегда прикрепила к нему прозвище «мистер Дарси»: его воплощение этого образа признано эталонным.
Став звездой, каждый привыкал к новому статусу по-разному. Хью продолжил вовсю эксплуатировать так удавшийся ему образ обаятельного недотёпы, постепенно накручивая себе гонорары, — тут и «Девять месяцев», и «Ноттинг Хилл», нашлось ему место и в другой экранизации Джейн Остин «Разум и чувства» (Энг Ли получил за эту картину берлинского «Золотого медведя», на секундочку). В «Мелких мошенниках» Вуди Аллена его герой, правда, оказался с червоточинкой, но всё равно не слишком выбивался за уже установленные актёром рамки.
Фёрту же в 90-е везло не слишком. С одной стороны, он поучаствовал сразу в двух лентах, признанных Британской и Американской киноакадемиями лучшими фильмами года — это «Английский пациент» и «Влюблённый Шекспир», и более того — как участник сплочённого ансамбля получил за них даже призы Гильдии актёров. Но кто он в этом кино?.. Так, один из многих, с ходу так даже не вспомнишь.
Ситуация стала выправляться в пользу Колина Фёрта уже после того, как оба актёра разменяли пятый десяток, — и случилось это непосредственно на очной ставке. Совместных фильмов у них было немного — но каждый раз ими оказывались образцовые британские комедии, суперхиты, любимые миллионами. «Дневник Бриджит Джонс» 2001-го года отдал предпочтение мистеру Дарси — именно так вновь звали героя, нарочно, несомненно, доставшегося Фёрту. Он был скромным положительным парнем, в то время как Гранту суждено было сыграть гадкого отрицательного. Расклад повторился и в последовавшем спустя три года сиквеле.
Правда, Хью слегка отыгрался в «Реальной любви» — фильме, который даже у нас в стране заменил многим новогоднюю «Иронию судьбы»: там он, как-никак, премьер-министр, в то время как Колин — обычный писатель. Но шуток и той самой реальной любви у обоих приблизительно поровну (к тому же там полно и других исполнителей), так что можно сказать, что в личном первенстве на данном этапе вверх одержал Колин Фёрт.
Между двумя «Дневниками» Хью Грант взобрался на последний, пожалуй, пик в своей карьере: в 2002-м он появился в картинах «Мой мальчик» и «Любовь с уведомлением» — первая добавила ему ряд призов и номинаций, вторая обеспечила максимальным гонораром. Но затем наступил неожиданный спад — и последними лентами, на которых он ещё был безусловной звездой, стали «С глаз — долой, из чарта — вон!» и «Супруги Морган в бегах».
В 2003-м Колин Фёрт укрепил своё положение «Девушкой с жемчужной серёжкой», где сыграл прославленного художника Яна Вермеера, а потом вдруг запел в мюзикле «Мамма Миа!» Но справедливости ради надо сказать, что оба этих раза внимание зрителей в большей степени всё же было приковано не столько к нему, сколько к его партнёрам. Продолжая много играть и имея немало верных поклонников, он всё-таки оставался звездой «второго эшелона» — талантливым и уважаемым артистом, известным лицом, но не более того (хотя этого вовсе немало!).
Возможно, на длинной дистанции это обстоятельство и сыграло ему на пользу, так как он в большей степени был озабочен разрушением романтического имиджа, нежели его коллега. Фёрт не боялся браться за психологические драмы и не чурался даже триллеров, где зачастую изображал тот самый «тихий омут», в котором черти водятся. Это не заставило всех забыть про мистера Дарси, но постепенно помогло ему укрепиться в качестве разностороннего артиста. В то время как Хью Грант так и остался в общественном сознании миловидным мужчиной некоторого комического дарования. Ему перешагнуть через сложившийся образ оказалось куда сложнее.
Поворотным в карьере Колина Фёрта стал 2010-й год, когда роль в уже упомянутом «Одиноком человеке» принесла ему номинацию на «Оскар» и звание лучшего британского актёра. Вслед за этим вышла историческая картина Тома Хупера «Король говорит!», которая неожиданно вывела его в лидеры наградного сезона. Роль заикающегося монарха Георга VI была, несомненно, подарком судьбы — и Фёрт своего шанса не упустил. Фильм не стал новым словом в кинематографе, но был столь аккуратно вышит по «оскаровскому» образцу, что не могло не умилить как зрителей, так и академиков. На Колина Фёрта обрушился, наконец, золотой дождь: главными подарками на 50-летие стали для него премии Британской, Европейской и Американской киноакадемий.
Не сказать, впрочем, что серьёзно прибавив в звёздности, артист стал чаще радовать нас новыми шедеврами. Понятно, что определённое внимание привлечено теперь к каждому его проекту, но за последнюю пятилетку выделить хочется только «Магию лунного света» Вуди Аллена — прочие его работы по-прежнему на любителя.
Между тем в карьере Хью Гранта произошёл в эти годы весьма неожиданный поворот. Когда он отдал свой голос главному герою мультфильма «Пираты! Банда неудачников» — это было ещё ничего. Но вот когда брат с сестрой Вачовски вместе с Томом Тыквером пригласили его сыграть аж шесть ролей в их совместном сложнопостановочном и многонаселённом «Облачном атласе» — это было довольно-таки круто. Здесь актёру пришлось избавиться от наработанного за два десятилетия амплуа — но судя по всему, он уже и сам был готов к решительным переменам.
Столь непохоже проведя последнюю пару-тройку лет, к новому юбилею каждый из артистов всё-таки умудрился припасти себе по блокбастеру. Правда, у Колина Фёрта в «Kingsman: Секретная служба» главная роль, а у Хью Гранта в «Агентах А.Н.К.Л.» — совсем небольшая. Различен и коммерческий успех: первый фильм стал хитом, и уже поговаривают о сиквеле (который явно будет лишним), второй неожиданно провалился, что заставляет оставить мечты о продолжении (хотя очень бы хотелось). Несмотря на всё это, в художественном плане оба фильма великолепны, что говорит о том, что у обоих артистов всё ещё есть нюх на «правильные» роли — и списывать их со счетов определённо не стоит.
Главное уже было сказано выше, осталось только подвести черту: в свои пятьдесят пять и Хью Грант, и Колин Фёрт уже вписали свои имена в кинолетопись — и в списке уроженцев туманного Альбиона они там вовсе не на последнем месте. Творческий путь каждого был отмечен своими особенностями, но славы и всеобщей любви достало и тому, и другому.