Пандемия коронавирусной инфекции отправила студентов на онлайн-обучение. Мнения о лекциях в самоизоляции разделились: одни называют дистанционное обучение давно назревшим требованием времени, другие так и не научились добывать знания в Сети.
Лингвист, доктор филологических наук, профессор-исследователь Высшей школы экономики Максим Кронгауз полагает, что пандемия коронавируса и режим самоизоляции оказались неожиданным и важным толчком для развития высшего образования во всем мире. И совершенно очевидно, что у этого толчка есть как положительные, так и отрицательные стороны.
«Я могу уверенно сказать, что период эпидемии коронавируса станет решающим поворотом к дистанционному образованию, — отметил эксперт в беседе с „Ридусом“. — Оно вполне существовало и до эпидемии, но сейчас все развивается очень быстро. Все известные мне московские университеты очень быстро приспособились к удаленной работе и функционируют как раньше, при нормальной жизни».
Очевидный минус резкого перехода в онлайн для преподавателей — это отсутствие живого общения и большая монологичность при дистанционных занятиях. Существующие платформы — лично я использовал пока только Zoom — не дают возможности обычного непринужденного диалога, лектор в большей степени должен читать свою лекцию как монолог, не обращаясь к вопросам. На лекциях это еще возможно, но не на семинарах. От преподавателей, по крайней мере, на первом этапе, это требует больше усилий: нужно больше прорабатывать лекцию, совсем не рассчитывать на разговор со студентами — ты должен все делать сам, — отметил Кронгауз.Если же смотреть на это глазами студентов, то многие из них вполне довольны ситуацией, — продолжает профессор: «Дистанционное образование, прежде всего, экономит время — речь о перемещении на транспорте. Это удобно и тем, что студент может отключиться, когда захочет. Многие камеру и не включают, что, конечно, затрудняет работу преподавателей: читать лекцию в никуда, в черное окошко довольно трудно. Но студенту это комфортно».
Эти преимущества, конечно, затруднят возвращение обычного образования в полной мере. Думаю, что сейчас будет и технологический рывок: будут разработаны новые инструменты, которые сделают онлайн-образование более динамичным и живым, что еще больше затруднит возвращение к традиционному преподаванию.«Мы также понимаем, что сейчас резко возросла конкуренция: все ушли в онлайн, можно слушать какие угодно лекции на сайтах разных университетов и других платформах, — утверждает Кронгауз. — Соответственно, многим преподавателям просто тяжело выдерживать эту конкуренцию. Это становится очень важным фактором: многие университеты мира выкладывают в Сеть лекции очень высокого качества — это и MIT, и Гарвард, в ВШЭ некоторые курсы также останутся в онлайне. Многие студенты предпочтут брать готовые качественные лекции, а не участвовать в далеко не всегда интересных занятиях».
Мы вступаем в сложную эпоху. Это особенно для небольших провинциальных университетов, которым и так трудно конкурировать с крупными. А ситуация с коронавирусом усугубляет проблему, — заключил эксперт.