Накануне новогодних праздников многодетная семья из Химок рискует остаться на улице. Они купили однокомнатную квартиру за 5,3 млн рублей, вложив в покупку средства материнского капитала, и исправно выплачивали ипотечные взносы. Но как только глава семейства лишился работы, банк быстро запустил процедуру расторжения договора. Ни на какие уступки и кредитные каникулы финансовая организация, по словам многодетной семьи, не пошла. В итоге квартиру по документам продали новому владельцу. Теперь семье регулярно поступают угрозы от новых собственников.
Новый собственник пришел, выбил нам дверь, силой пытался нас вытащить из этой квартиры. Выбрасывал наши вещи. Угрожал, что приедет с огромным количеством людей и нас выкинут. Мы живем в страхе, что на нас снова нападут. Полиция бездействует при самоуправстве нового собственника, — рассказала ridus.ru 37-летняя Валерия Сунцова-Цынгуева.Семья приобрела квартиру в ипотеку в 2014 году и переводила «Райффайзенбанку» ежемесячные платежи. Тогда их квартира стоила 5,3 миллионов рублей (сейчас, по оценке, 8,2 миллиона рублей). Первоначальный взнос вместе с маткапиталом составил 1,3 миллиона, в ипотеку у банка они взяли 4,8 миллиона. За три года они выплатили кредитной организации около двух миллионов рублей.
Однако в 2017 году супруг Валерии Илья лишился работы, сама женщина в тот момент находилась в декрете.
Глава семьи достаточно быстро нашел новую работу, однако семья в течение трех месяцев не выплачивала ипотечный взнос, и банк подал на них в суд.
У нас не было возможности платить, потому что я в декретном отпуске, а муж потерял работу. Мы просили отсрочку платежа — отказали, мы просили снизить сумму ежемесячного платежа — нам тоже отказали. Мы еще раз попытались. Нам предложили снизить платеж, но потом запросили 300 тысяч рублей. Мы поняли, что этот вариант тоже не тянем. В итоге в июле 2017 года пришло требование полностью выплатить долг. Перекредитоваться в другом банке не было возможности, так как я в декрете, — отметила в беседе с ridus.ru Валерия Сунцова-Цынгуева.Суд вынес решение о взыскании задолженности и выставлении квартиры на торги. Это было сделано в феврале 2019 года, но торги не состоялись. После этого приставы написали акт о приеме-передаче квартиры банку. По словам Валерии, несмотря на то, что им удалось выплатить банку уже почти два миллиона рублей, им никаких средств не вернули, даже из первоначального взноса, который они заплатили при помощи госсредств маткапитала.
В феврале 2020 года на нас подали в суд на выселение, в марте приняли решение выселить нас со старшей дочкой из квартиры. Но они не указали двух наших маленьких детей, чем ущемили права двух наших малышей. Суд не уточнил состав семьи. В июле мы подали апелляцию. Апелляционный суд первой инстанции нас не поддержал, — объясняет многодетная мать.Но они решили подать кассационную жалобу. Подача кассации затянулась из-за ограничения в работе судов на фоне пандемии COVID-19. По словам многодетной матери, банк решил не дожидаться обжалования решения суда и, 27 ноября их квартира по договору купли-продажи была передана новому собственнику.
То есть банк продал квартиру номинально. Суд принял кассацию 18 декабря. Сейчас у нас получается идет еще судебное разбирательство с банком. Ущемлены права трех несовершеннолетних детей. Нам некуда идти, это для нас единственное жилье, — говорит Валерия.По словам собеседницы ridus.ru, новый собственник платежный документ, подтверждающий покупку квартиры, им не показывает. Законная ли сделка состоялась с банком или к ним пришли мошенники, неизвестно.
Глава многодетной семьи занимается частными грузовыми перевозками. Сама Валерия работала менеджером в международной транспортной компании в сфере здравоохранения. Во время декретного отпуска она подрабатывает онлайн-консультированием девушек по уходу за кожей и нанесению макияжа. Старшей дочери Софье 15 лет, средней Александре — 3 года 11 месяцев, а самой маленькой Анне — 1 год 5 месяцев.
Многодетная семья из пяти человек ютилась в однокомнатной квартире, однако перед праздниками они могут лишится своего дома.
В «Райффайзенбанке» ridus.ru ответили, что Илья Сунцов-Цынгуев больше не является их клиентом. Предложенные условия не устроили заемщика, поэтому дело было передано в суд.
Он был ипотечным заемщиком «Райффайзенбанка» в период с 2014 по 2019 год <…> По результатам исполнительного производства квартира была передана банку в счет оплаты долга. В ноябре 2020 квартира была продана с баланса банка, — прокомментировала представитель пресс-службы Анастасия Степина.Кроме того, банк настаивает на том, что на момент судопроизводства в квартире значился только один зарегистрированный жилец — глава семейства.
Как пояснил ridus.ru адвокат Сергей Бобровский, раньше имущество, которое является единственной жилплощадью не подлежало отчуждению в рамках исполнительного производства. Но всегда была оговорка, что залоговое имущество к нему не относится. Таким образом, ипотечное жилье по закону подлежало изъятию, но суды все равно принимали решение в сторону людей, а не кредитных организаций.
Однако многие суды, особенно в регионах они считали, что раз это единственное жилье, то все равно данная защита распространяется на этот тип имущества. И банки очень страдали. В настоящий момент эта проблема решена в пользу банков. Если решение суда уже вступило в силу, то судьба этой квартиры уже предрешена. Единственное, на что может рассчитывать семья — это на компенсацию, которая, по опыту, в таких ситуациях очень занижена, — рассказал правозащитник.Адвокат Московской областной коллегии адвокатов, почетный адвокат России Светлана Добровольская солидарна с коллегой. По ее словам, в случае, если у семьи возникает проблема с ипотечной выплатой, то можно в судебном порядке поднимать вопрос о признании права собственности на долю в квартире — на ту часть, которая семьей уже была оплачена.
Мне не очень понятно, почему банк забирает всю квартиру целиком, он ведь только собственник доли в квартире. Именно так и надо ставить вопрос. Сказать, что «да, вам принадлежит 9/10 частей квартиры, но 1/10 часть — моя». Это вопрос юриспруденции — как грамотно поставить вопрос. Но у нас так редко делают, потому что к юристам обращаются слишком поздно. Сейчас трудно будет отсудить что-либо. Говорить о каких-то социальных гарантиях не приходится, — заявила Добровольская в беседе с ridus.ru.Ранее ridus.ru информировал о том, что в Иркутской области семью с двумя детьми выселили из квартиры. При этом их обязали платить за нее ипотеку еще в течении 17 лет. Супруги купили квартиру в 2017 году и уже успели сделать там ремонт, когда к ним явился участковый и сказал, что объявился настоящий владелец, родственники которого незаконно продали им жилплощадь.