В начале ноября мировое сообщество потрясла новость, извлеченная из застенков обычной мюнхенской многоэтажки. На неприметной ничем жилплощади были обнаружены картины, которые ранее считались уничтоженными. Среди них полотна Пабло Пикассо, Марка Шагала, Анри Матисса, Пауля Клее и многих других мастеров. Нацисты считали их творчество «дегенеративным искусством», однако упорно отнимали полотна у владельцев - еврейских коллекционеров. Все думали, что найденная коллекция погибла в 1945 году при катастрофической бомбардировке Дрездена. Но, оказывается, не погибла. Ее припрятал коллекционер Хильдебранд Гурлитт. А когда умер, собрание перешло по наследству к его сыну Корнелиусу.
Оба тайных логова раскрыты
Квартира мюнхенского района Швабинг много десятилетий была тайным складом, о котором весь мир не подозревал. Коллекция произведений искусства, представленная в основном «дегенеративными» авторами, была сформирована во времена нацистской Германии, в 1930-40-е годы, арт-дилером Хильдебрандом Гурлиттом.
В 1956 году в результате автомобильной аварии погиб сам Хильдебранд, а спустя 12 лет умерла его супруга, мать Корнелиуса. С того момента, собрание произведений искусства поступило в единоличное пользование Корнелиуса Гурлитта. Сокрытой от людских глаз коллекция просуществовала до 2011 года.
Теперь же Гурлитту-младшему грозит суровое наказание за сокрытие огромного наследства. Однако не только сокрытие привлекло следователей. Коллекционеру предъявляют претензии в неуплате налогов. Предполагается, что налоги не были уплачены с продаваемых картин из коллекционной серии.
Оказалось, Корнелиус изредка продавал произведения разным аукционным домам и жил себе припеваючи на вырученные средства. В 1990 году Гурлитт провел сделку со швейцарской галереей «Galerie Kornfeld» - за несколько рисунков на бумаге галерея заплатила Корнелиусу 38,25 тысячи швейцарских франков. Сейчас в галерее уверяют, что Хильдебранд Гурлитт легально приобрел наброски после 1938 года, просто за небольшую сумму. Также известно, что в ноябре 2011 года Гурлитт-младший имел деловые отношения с немецким аукционным домом «Lempertz» в Кельне. Там была выставлена на продажу пастель Макса Бекмана «Укротитель львов»; картина ушла с молотка успешно, Гурлитт получил за нее примерно 1,17 миллиона долларов. Однако коллекционер продавал произведения очень редко, да и мюнхенскую квартиру, заваленную мусором и коробками из-под еды, также посещал в последние годы нечасто.
Правоохранительные органы взяли на заметку Корнелиуса еще в 2010 году. Когда он возвращался домой на поезде из Швейцарии в Германию, к нему подошли таможенники. С собой у него отсутствовало немецкое удостоверение личности, но оказалась большая сумма денег, около 9 тысяч евро. Позже следователям удалось получить ордер на обыск, вследствие которого были найдены картины и пустые рамы.
Заявленные данные об обнаружении картин и пустых рам были упомянуты полицией Мюнхена в 2012 году. Однако первая пресс-конференция по случаю обнаружения тайника была проведена лишь 5 ноября 2013 года. Это было сделано спустя несколько лет, но сразу же после публикации расследования немецкого издания Focus. После заявления СМИ о картинах, резонансное дело стремительно стало набирать обороты как в самой Германии, так и за ее пределами.
Следователи дали первые комментарии по этому делу, но вопросов становится больше. В процессе разъяснения, следствие заявило, что не знает, где находится главный подозреваемый и в каком он состоянии. На данный момент Корнелиус обвиняется в неуплате налогов, по поводу укрывательства похищенных нацистами полотен никаких претензий ему еще предъявлено не было.
Всего из дома Гурлитта в ходе обысков правоохранители изъяли 121 картину в рамах и 1285 без таковых. Полотна находились в загрязнении, но хорошо сохранились. Также на пресс-конференции 5 ноября была выдвинута гипотеза о том, что существует второй тайник, где, возможно, хранятся остальные картины.
Четыре дня спустя, мюнхенская полиция доказала свою гипотезу, обнаружив второе логово, в котором хранилось 22 полотна известных художников. Коллекция нашлась у зятя Гурлитта, в городке Корнвестайме, расположенном в 250 километрах от Мюнхена. Сестра Гурлитта, Бенита Фрессле-Гурлитт, была замужем за Николасом Фрессле. Она скончалась несколько лет назад. В субботу, 9 ноября, в квартиру Герра Фрессле на Кеплерштрассе, 9 явились полицейские с ордером на обыск. Зять сам позвонил в полицию и рассказал о картинах родственника, «беспокоясь об их безопасности и сохранности».
Претенденты на "клад" растут как грибы
Корнелиус Гурлитт отказывается добровольно возвращать картины. По словам Гурлитта, его отец покупал полотна у нацистов на вполне законных основаниях и он, как сын, является полноправным наследником всего состояния.
«Я не буду больше разговаривать с властями, и я точно не отдам ничего добровольно, нет,— приводит слова господина Гурлитта Der Spiegel. — Чего всем этим людям от меня надо?! Я очень тихий человек. Все, чего я хочу,— это просто продолжать жить со своими картинами»...
Впрочем, Гурлитта, напомним, обвиняют в уклонении от уплаты налогов, и в обмен на найденные произведения искусства прокуратура предложила баварцу прекратить уголовное преследование. Ответа пока не последовало.
Общая стоимость считавшихся ранее утраченными шедевров Матисса, Пикассо и Шагала оценивается в миллиард евро. В то время, пока коллекционер-одиночка обдумывает идти ли ему на сделку со следствием или нет, некоторые немецкие музеи и наследники евреев, у которых были изъяты произведения искусства, уже заявили о своих правах на картины.
При этом последние обвинили власти Германии в том, что те скрыли информацию об обнаружении клада. До сих пор, кстати, не известен полный список найденных произведений…
Под давлением искусствоведов, правительство Германии выложило в Интернет несколько полотен из мюнхенской квартиры Гурлитта. В заявлении правительства говорится, что примерно 590 картин из 1406, возможно, были конфискованы нацистами; из них 315 изъяты из общественных музеев, а 194 — из частных коллекций.
Для ускорения идентификации был специально создан сайт www.lostart.de, где уже разместили 25 найденных картин, в числе которых «Женщина в театральных кассах» Отто Дикса, «Ребенок за столом» Отто Грибеля и «Всадник на пляже» Макса Либермана.
Список полотен будет регулярно обновляться. Кроме того, создана спецкомиссия, которая будет работать параллельно с юристами. Объединенными усилиями уже установлено, что изображенная Матиссом сидящая женщина была украдена нацистами из французского банка в 1942 году. Не дремлют и частные коллекционеры. На прошлой неделе два юриста из Германии, специализирующиеся на процессе реституции уже многие годы, среди 11 картин, представленных в видеоконференции, обнаружили работу Макса Либермана «Два наездника на пляже», которую их клиенты — два брата, живущие в Лондоне и Нью-Йорке, разыскивают уже пять лет. Картина была написана в 1901 году, в течение 30 лет ею владел еврейский сахарозаводчик из Польши, потом ее конфисковали нацисты.
Однако главный вопрос - кому достанутся в итоге найденные произведения - остается открытым.