Прошедшая в Лос-Анджелесе 84-я церемония вручения премии Американской Киноакадемии «Оскар» не принесла сюрпризов. Практически все сегодняшние лауреаты были известны заранее благодаря состоявшимся загодя «тренировочным забегам» - «Оскар» традиционно предваряют раздачи наград от профессиональных гильдий, после которых итоговый призовой расклад уже практически очевиден. Впрочем, не обошлось и без «неожиданностей» - исключительно приятных.
Лучшим фильмом 2011 года, как и предполагалось, стал «Артист» - франко-бельгийского происхождения, но полностью снятый в Голливуде. Награда на сто процентов заслужена: это блестящая картина, балансирующая на стыке комедии и мелодрамы, но главное – наполненная неподдельной, самой искренней любовью … к кино! Уникальный случай: в век, когда кинотеатры всего мира оснащаются техникой для демонстрации фильмов в 3D и IMAX, кто-то решается снять… не просто черно-белую (!), а еще и немую (!!) ленту. Разумеется, сам по себе эксперимент – даже виртуозно воплощенный - был бы мало кому интересен, не включай он два обязательных компонента. Трогательная история и великолепная актерская игра – вместе они превращают эту «странную» по нынешним временам работу в исключительный пример «зрительского кино», вызывающего самые яркие эмоции. Итог – награды по всему миру, включая главные премии главных мировых кинодержав: Великобритании, Франции и США.
Всего «Артист» получил пять золотых статуэток. Победу праздновали режиссер Мишель Хазанавичус и актер Жан Дюжарден – новые имена для мирового кинематографа, ранее известные разве что любителям приключенческих комедий (в этом жанре снята их совместная дилогия про «Агента 117»). Также наградами был отмечен вклад в картину художника по костюмам Марка Бриджеса и композитора Людовика Бурсе. Напомню: фильм совсем недавно вышел в российский прокат, кто пропустил - спешите.
А триумфатором по части технического воплощения авторского замысла на экране стала картина Мартина Скорсезе «Хранитель времени». Что неудивительно, учитывая опыт той команды, которую мэтр набрал для съемок своего первого 3D-фильма: уже третьего «Оскара» получил оператор Роберт Ричардсон, также по третьей золотой статуэтке досталось художникам-постановщикам Данте Ферретти и Франческе Ло Скьяво. Премированы Академией были и звуковые достижения картины – сама запись звука и его последующий монтаж. Но что самое, пожалуй, удивительное – это награда за лучшие спецэффекты: в кой-то веки «авторский» фильм обогнал в этой высокозатратной категории супер-мега-блокбастеры – вроде третьих «Трансформеров» и последнего «Гарри Поттера»! Последнюю ленту даже немного жалко: «поттериана» ушла, за десять лет своего существования так и не получив от Киноакадемии ни одной награды.
Примечательно, что «Хранитель времени», как и «Артист» - это тоже признание в любви к классическому кинематографу: фильм посвящен Жоржу Мельесу, одному из родоначальников Великого Искусства. И тот факт, что обе картины являлись и лидерами по числу номинаций (11 у «Хранителя» и 10 у «Артиста»), и в результате получили равное количество наград, лучше всего символизирует простую, но вечную мысль: идя вперед, не забывай о своем прошлом. История кино – вот что стало основным лейтмотивом «оскаровской» церемонии 2012 года. Недаром она трижды «прерывалась» заранее записанными «валентинками», в которых знаменитости вспоминали как первые ими увиденные фильм, так и свои любимые картины. Восхищением магией киноэкрана было пропитано буквально каждое сказанное в этих роликах слово.
Но раз победы этих двух фильмов в своих номинациях были более-менее ожидаемыми, то главной интригой «оскаровской» ночи стало решение академиков в номинации «Лучшая женская роль». Многие прочили эту награду Виоле Дэвис, сыгравшей «выгодную» партию в «Прислуге». Другие надеялись, что приз достанется Руни Маре – «Девушке с татуировкой дракона» - или Гленн Клоуз, перевоплотившейся в «Таинственного Альберта Ноббса». Но нет: свой третий «Оскар» все-таки получила, наконец, Мэрил Стрип! У нее рекордные 17 актерских номинаций, но последний раз она поднималась на сцену за золотой статуэткой 29 лет назад! Столь достоверно воплотить на экране образ бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер актрисе помогли мастера грима – также заслуженно отмеченные наградой. Кстати, напомню нашим читателям, что на этой неделе фильм «Железная леди» выходит в российский кинопрокат.
Несомненно, особо стоит порадоваться и за Вуди Аллена, которому «Полночь в Париже» принесла четвертого «Оскара» - за оригинальный сценарий, переносящий главного героя и зрителя в Париж 1920-х, в эпоху молодых Хемингуэя, Дали и Бунюэля. Свою прошлую награду от Киноакадемии автор получил четверть века тому назад, а всего на премию выдвигалось – и это тоже абсолютный рекорд - 15 (!) его сценариев. Впрочем, сам Вуди Аллен к торжествам, как водится, совершенно равнодушен – он был единственным из победителей, кто не явился на церемонию. А приз за лучший адаптированный сценарий достался группе соавторов фильма «Потомки». Месяц назад картина была названа лучшей драмой на церемонии «Золотой глобус», что дало повод ее создателям в какой-то мере рассчитывать и на сегодняшнюю победу. Однако из пяти «Оскаров», на которые претендовала картина, «материализовался» только один. Кстати, Александр Пэйн, также являющийся режиссером ленты, семь лет назад уже получал подобную награду за свою предыдущую картину «На обочине».
Другой рекорд прошедшей церемонии: самым пожилым актером, когда-либо получавшим премию Американской киноакадемии, стал Кристофер Пламмер. «Ты всего лишь на два года старше меня, где ты был всю мою жизнь?» - обратился он к своему «Оскару» на сцене. 82-летний актер (которого наш зритель знает по роли Льва Толстого в «Последнем воскресении» и недавно вышедшей «Девушке с татуировкой дракона») был отмечен за роль в ленте «Начинающие», в котором его герой на старости лет признается сыну в своей гомосексуальности. Занятно: несмотря на преклонный возраст артиста, зал его победе лишь вежливо похлопал. Но дружно встал, приветствуя победительницу в номинации «Лучшая актриса второго плана» - Октавию Спенсер, исполнившую в фильме «Прислуга» роль строптивицы, весьма оригинальным образом мстящей своей бывшей высокомерной хозяйке.
Приз за лучший фильм на иностранном языке, как и предсказывали аналитики, получила картина из Ирана «Развод Надера и Симин». Для режиссера Асгара Фархади это далеко не первая уже награда подобного высочайшего уровня: год назад фильм победил на Берлинском кинофестивале, в январе ему присудили «Золотой глобус», а буквально пару дней назад он получил в Париже «Сезара».
Ни для кого не оказался сюрпризом и «лучший мультфильм» - им стал «Ранго», анимационный вестерн Гора Вербински (режиссера знаменитых «Пиратов Карибского моря»). Впрочем, тут надо помнить, что по необъяснимым причинам Киноакадемия отказалась номинировать в данной категории «Приключения Тинтина» Стивена Спилберга – что просто лишило «Ранго» достойной конкуренции. Легендарные «Маппеты» (вернее, очередная полнометражная версия их приключений) закономерно были отмечены за лучшую песню. Однако и выбор в этом году у академиков был как никогда невелик: всего два (!) конкурсанта, соперником «Маппетов» была песня из мультяшного «Рио». А лучшим документальным фильмом были названы «Непобежденные», посвященные американскому футболу.
В связи с этой номинацией стоит отметить дуэт в лице Гвинет Пэлтроу и Роберта Дауни-мл., которые оглашали победителей. Последний попытался сымитировать на сцене съемки «собственного» документального фильма – и это был редкий момент в прошедшей церемонии, когда на сцене хоть что-то «промелькнуло». А так-то праздник, ради которого даже в далекой от Голливуда России киноманы просыпаются посреди ночи, год от года становится всё скучнее и тоскливее. Билли Кристал, проведший церемонию вот уже в девятый раз, конечно, изо всех сил старался, но помимо выступления Цирка Дю Солей на фоне кадров из классических лент и, разумеется, имен лауреатов, вспомнить о нынешнем «Оскаре» совсем скоро будет уже нечего. А, впрочем, и надо ли? Важен ведь результат, а результат в этом году таков: победило кино, в высшей степени достойное победы.