Авто

На агрегаторов такси пожаловались в прокуратуру

0 10418

Представители общественности пожаловались в Генеральную прокуратуру Российской Федерации на незаконные действия агрегаторов в отношении водителей легкового такси. Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов и автоюрист Марат Аманлиев просят проверить службы заказа легкового такси. Поводом для обращения стали претензии водителей из-за массовых нарушений их законных прав, а также распространение довольно спорных данных по рынку легкового такси со стороны Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Вся власть агрегаторам

Мы столкнулись с ситуацией, что называется «не верь глазам своим». Когда большинство людей заказывают такси у Яндекса, а эксперты Аналитического центра пытаются убедить нас в том, что это не так, — говорит Марат Аманлиев. - Еще один вопрос, уже к агрегаторам, это на каком основании, если они всего лишь информационный сервис, они устанавливают цены. Просто посмотрите на реалии. Водитель такси не только не может назначать или заранее узнать цену, которую получит свою работу, но и даже просто не знает, куда он поедет и кого повезет.

По словам юриста, вся эта информация держится агрегатором от водителя в строгом секрете. Который, при том, что он всего лишь «доска объявлений» получает с него существенную комиссию. Работая в таких условиях таксисты вынуждены перерабатывать, что влияет на качество оказываемых ими услуг и безопасность поездок.

Всего в нашей стране частным извозом, по различным экспертным оценкам, занимается на постоянной основе от 1,5 до 2 миллионов человек. Сначала появилось довольно много конкурирующих между собой агрегаторов, но на текущий момент рынок полностью подмят несколькими крупных игроками, установившими свои правила игры.

Пользуясь фактически монопольным положением, агрегатор Яндекс. Такси начал устанавливать для водителей различные дополнительные требования, одновременно повышая свою комиссию, которая взимается с каждого заказа. Это привело к массовому оттоку граждан России из сферы услуг легкового такси, к замещению водителей — граждан России мигрантами и к ещё большему давлению на водителей со стороны агрегатора. По данным исследования общественного движения «Синие Ведёрки» от ноября 2019 года, в агрегаторе Яндекс. Такси оказался наибольший процент водителей-мигрантов: 72%.

Дополнительные требования к водителям заключаются в оценке манеры вождения, которую практически невозможно оспорить, требования к выбору заниженного скоростного режима. Это не всегда безопасно, так как он отличается от скорости автомобильного потока. Также появились требования в части подключения к бортовой системе автомобиля гаджетов пассажиров, воспроизведения специфической музыки на максимально возможной громкости по требованию пассажира, выполнения ряда просьб со стороны пассажиров, унижающих достоинство водителя. В случае жалобы со стороны пассажира на неисполнение таких дополнительных требований водителем, последний просто блокируется.

По мнению авторов обращения, эти дополнительные условия исполнения заказов услуги легкового такси нарушают основные права и свободы граждан России — водителей легкового такси, Конституцию РФ, а также крайне похожи на рабовладельческие практики средних веков, говорится в обращении в прокуратуру.

Размер комиссии, которую Яндекс. Такси взимает с водителей, колеблется от 20 до 30% от стоимости поездки (в зависимости от региона и класса автомобиля). В совокупности с комиссией таксопарка общая комиссия составляет во многих случаях около трети общей стоимости поездки! На настоящий момент чистый среднечасовой заработок водителя такси экономического класса в г. Москва по расчетам Петра Шкуматова, основанный на личном опыте работы водителем легкового такси, колеблется в диапазоне от 160 до 180 рублей в час, что уже меньше заработка в известной своими низкими зарплатами сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс», где по заявлениям самой сети, сотрудники зарабатывают 200 рублей в час.

Самостоятельно устанавливая низкие тарифы на поездки, агрегаторы фактически заставляют водителей перерабатывать, чтобы они могли заработать за рабочую смену приемлемый для региона уровень дохода. Другие агрегаторы не могут установить тариф на поездку выше, чем у монополиста, по простой причине: их пассажиры уйдут к тому, у кого дешевле.

Запрограммированные таким образом переработки за рулём приводят к росту аварийности легкового такси, что является прямым нарушением Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995, — убеждены общественники.

Человеческий фактор

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Среди прочих претензий — непрозрачность системы рейтингов водителей, отказ в раскрытии перед таксистами алгоритма работы системы распределения заказов и сокрытие информации относительно маршрута поездки и её стоимости. Эти факторы приводят к тому, что водители трудятся в условиях постоянных переработок, физической и психоэмоциональной перегруженности что, в свою очередь, способствует увеличению числа ДТП и постоянно возрастающему числу конфликтов между водителями и пассажирами такси.

Несколько месяцев назад агрегатор Яндекс. Такси договорился о поглощении второго по значимости агрегатора на рынке — Везёт, который на данный момент является крупнейшим региональным конкурентом Яндекс. Такси и занимает долю практически 30%. В случае объединения агрегаторов, описанные в настоящем заявлении нарушения в отношении водителей участятся и станут по настоящему массовыми, — считают Шкуматов и Аманлиев.

Данная сделка находится на одобрении в Федеральной антимонопольной службе. Несмотря на то, что 28 октября на сайте ФАС России была опубликована информация о том, что регулятор завершил оценку рынка агрегаторов такси в рамках рассмотрения сделки по покупке «Яндекс.Такси» активов сервиса «Везет», данные об итогах проведенного анализа в открытом доступе до сих пор отсутствуют.

Все хорошо, прекрасная маркиза

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Зато недавно в СМИ появилось «Исследование рынка такси», подготовленное Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. По оценкам экспертов центра доля Яндекс. Такси в границах федерального рынка составляет всего 27%, а Везёт — 12%. Общественники считают, что это не соответствует реальному положению рынка такси в г. Москве и что исследование составлено таким образом, чтобы доказать факт отсутствия доминирования Яндекс. Такси на рынке агрегаторов такси как до, так и после поглощения группы компаний Везёт.

Везёт на данный момент является крупнейшим региональным конкурентом Яндекс. Такси и занимает долю практически 30%. В результате слияния крупнейших агрегаторов в 2020 году неминуемо будет образован гигант под брендом Яндекс. Такси, который, используя приобретенные ресурсы компании Везёт в регионах, получит на территории всей России возможность в одностороннем порядке изменять механизмы ценообразования, увеличивать тарифы на услуги такси, увеличивать размер своего вознаграждения, усложнять условия работы для водителей, — прокомментировал свою позицию «Ридусу» Петр Шкуматов.

К сожалению, реальная ситуация на рынке такси полностью искажается исследованием Аналитического центра и очень походит на сцену из известной песни «Всё хорошо прекрасная маркиза». Общественники попросили проверить законность как установки дополнительных сверхтребований к водителям, сокрытия информации по поездкам от них, так и деятельность АЦ, которая вызывает у нас подозрения в ангажированности.

Чтобы не допустить усугубления ситуации с социальной напряженностью среди водителей такси и формированием почвы для новых недовольств общественники приняли решение обратиться в Генеральную прокуратуру.