Опасные отходы находились в ненадежной таре в помещениях, куда был открыт доступ посторонним. Содержание ртути в почве по периметру места хранения превышало предельно допустимую концентрацию почти в пять раз, констатировали прокуроры. «Как следует из товарных накладных и актов приема, опасные отходы были завезены на предприятие для обезвреживания в 2006 году. Однако никаких действий к этому до настоящего времени не принималось», — говорилось в сообщении Генпрокуратуры.
Если верить федеральному ведомству, Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в то время в суд с требованием обязать предприятие вывезти отходы в те организации, у которых есть лицензия на их обезвреживание, транспортировку и размещение. Суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
А что же дальше? По соседству с селом Акташ Улаганского района, на территории бывшего рудоуправления под открытым небом так и хранятся до сих пор ёмкости с вторичным сырьём ртути. Сигнал об опасности поступил от работников радиорелейного цеха села Акташ, которые увидели, что в помещении для хранения «вторички» нет крыши. В воскресный день 8 апреля на территорию бывшего АГМП выехали депутат районного Совета депутатов Эдуард Аюбаев, автор этих строк и ещё несколько человек.
На месте мы убедились: склад, в котором хранятся ёмкости с опасными отходами, имеет свободный доступ. Часть ёмкостей, сложенная у входа, очищена от «вторички» и, по всей видимости, приготовлена для сдачи на металлолом. Где содержимое? Ответ был очевиден: с территории предприятия смертельный яд попадает в речку, проходящую рядом с сёлами Акташ и Чибит, а вода из неё по-прежнему остаётся питьевой для части местного населения. Дальше следует загрязнение реки Чуя, и, как следствие, бассейна крупных рек ниже по течению – сначала Катуни, а потом и Оби.
Так выглядит сейчас разгромленный склад с ядовитыми ртутными отходами в Акташе:
Часть ёмкостей пока ещё была накрыта чёрной полиэтиленовой плёнкой, но в случае бездействия местных властей, прокуратуры, других надзорных органов, можно не сомневаться, будут опустошены и эти ёмкости. В погоне за сиюминутной наживой люди, лишённые здравого смысла, будут и дальше сдавать заражённые ёмкости в металлолом. И ещё никому не известно, на какие цели пойдёт опасный металл после переработки.
Нормы хранения отработанной ртути для людей, отвечающих за это, давно известны. Рано или поздно ртуть и смертельно опасные ртутные отходы должны быть захоронены в соответствии с санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Но почему люди, ответственные за это, бездействовали с сентября прошлого года?
Коллеги из LifeNews разместили в интернете интервью бывшего работника АГМП Дмитрия Тырышканова Молодой человек, пострадавший от ртутного отравления, задавал главному инженеру предприятия г-ну Буторину вопрос: зачем отравлять реки ртутью? Ответа он не получил.
Один из его товарищей по работе уже умер от отравления ртутью. Начальство заставляло их добывать металл с риском для жизни на глубине двух метров. Часто им приходилось работать, по словам Дмитрия, «просто за еду»... Бесхозная тара, отравленная ртутью, по-прежнему валяется на территории предприятия, и местные жители продолжают растаскивать бочки, чтобы сдать их в металлолом и получить за них хоть какие-то деньги.
На сигналы бедствия вынуждены были отреагировать надзорные органы – прокуратура и Росприроднадзор, Следственное управление, МЧС... Информация на сайте «Листка» о том, что с хранилища опасных отходов сорвана крыша, по сути даже стен нет, а к самим ёмкостям открыт свободный доступ, а, значит, возможно дальнейшее загрязнение окружающей среды, распространилась с невероятной скоростью.
Сотрудник радиорелейной станции №9 Олег Иванов сообщил о происходящем в аварийную радиолюбительскую службу Сибири и Дальнего Востока (общественную организацию радиолюбителей - внештатных сотрудников МЧС), откуда координатор в Алтайском краеГеннадий Ясков направил информацию дальше в Москву. На месте происшествия побывали прокурор Улаганского района Аржан Тобоев, глава Акташского сельского поселения Олег Толпыго, в работу включилась местная полиция.
Сотрудники Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отобрали пробы почвы и воды, а также хранящихся отходов на предмет определения токсичности. Об этом рассказала заместитель руководителя структуры в РА Марина Мизонова. В работу вокруг территории «SOS» включилось и Следственное управление. Картина происходящего на территории бывшего АГМП возмутила не только общественность. Росприроднадзор возбудил административное производство по факту нарушения природоохранных требований. Информация передана в Министерство природных ресурсов России, ситуация взята под контроль на Федеральном уровне.
Опасный склад угрожает Горному Алтаю;
ангар с ядовитыми отходами никем не охраняется.
О событиях в РА наперебой сообщают информационные агентства России. За первую неделю в стремительно развивающейся группе на «Одноклассниках» было опубликовано 133 новости, создано 10 тем и 5 фотоальбомов. Количество участников достигло 468 человек. Одна из поднимаемых тем – степень опасности территории РА для здоровья, на редкость актуальная перед началом нового туристического сезона. «Горный Алтай всегда славился своей природой, чистыми горными реками, мы часто отдыхаем семьей, подскажите - насколько реальна опасность заражения территории, в частности, «Бирюзовой Катуни», - пишет один из пользователей. Ответ на этот вопрос пока остаётся открытым и адресуется Правительству Республики Алтай, главному заинтересованному лицу в развитии туриндустрии региона.
В понедельник, 16 апреля, бийчанин Олег Иванов направил информационное письмо премьеру Владимиру Путину с просьбой«прекратить беспредел преступников в лице теперешних владельцев АГМП, а также многолетнее бездействие руководителей нашей республики…», ведь проблема бывшего АГМП и ввозимых на его территорию, а значит, на территорию Республики Алтай отходов возникла далеко не сегодня. Появление вредных отходов, завезённых в Акташ из-за пределов республики, по времени как раз совпадает с началом правления нынешнего губернатора Александра Бердникова.
Наше дело — информировать людей об опасности и бить тревогу. В прошлом году комиссия уже приезжала, тоже брали пробы, но тогда отходы были под крышей! Выяснилось, что «вторичку» завозили на территорию бывшего завода якобы на переработку, за 1 тонну платили хозяевам 7 тыс. рублей. Деньги «срубили» хорошие, а перерабатывать всю эту заразу никто не собирался изначально. Теперь говорят: крыша, помещение принадлежат одному хозяину, ёмкости — другому, подставному, на которого уже штраф наложен с прошлого года. Хозяин "велел" разобрать хранилище на металл, ртуть так и остаётся на открытом воздухе. Бочки сдают в металл настоящие недоумки, иначе их не назовёшь. Если даже работы нет, должен ведь быть минимум здравого смысла. Зачем эти мизерные деньги, если дети твои будут отравлены?
По словам жителей Акташа, предприимчивый директор АГМП решил избавиться от ртутного мусора, просто вылив его на поле. В нашем районе живет около 12 тысяч человек. Людей в буквальном смысле травят ртутью, а мы при этом ничего не можем сделать, говорит заместитель главы Улаганского района Нина Долгова. Сейчас на модуле, в котором хранились ртутьсодержащие отходы, крыша уже демонтирована. Переработки отходов нет, шламы рассыпаны в окрестностях предприятия. По словам сельчан, местные власти скрывают от них реальные цифры по концентрации ртути в воздухе и воде. Люди уверены, что испарения ртути могут погубить всё село.
В каждой из открытых ёмкостей таится смерть…
Ртутные отходы стали свозить в Акташ с 2006 года для переработки со всей Сибири. Но два года спустя у организации истёк срок лицензии на утилизацию, и все эти годы металлические ёмкости с тоннами ртутьсодержащих отходов, не прошедших обезвреживание, хранились на закрытом складе. А сейчас тяжёлый металл испаряется под открытым небом. У бочек, в которых находятся ядовитые отходы, нет крышек, а горловины накрыты всего лишь полиэтиленом. Никто их не охраняет, и никому из многочисленных ведомств, которые обязаны следить за этим по долгу службы, не было никакого дела до «ртутных бочек», пока не случился непредвиденный информационный взрыв.
На месте сейчас работают специалисты радиометрической лаборатории; работники завода и очевидцы утверждают, что директор приказал разбросать ртуть по земле. Нас успокаивают: Горно-Алтайская природоохранная прокуратура «взяла ситуацию под контроль». Но в сентябре прошлого года она тоже держала её «на контроле». Что же в итоге? Заместитель горно-алтайского межрайонного природоохранного прокурора Аржан Бачишев вынужден сегодня признать: «Содержание ртути по периметру модуля превышает значение предельно допустимой концентрации в почве во много раз».
По решению суда Акташское ГМП обязано вывезти со своей территории все отходы в организации, имеющие соответствующую лицензию. Но кто будет отвечать за незаконное хранение ядов в течение последних лет? На данный момент генеральный директор предприятия Виталий Дмитриев оштрафован на 25 тысяч рублей «за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и обращении с опасными веществами». Хотелось бы верить, что это – только начало, и в цепи будущих наказаний мы увидим новые имена должностных лиц, по вине которых было совершено это экологическое преступление.
На окраине Акташа: местный сервис для проезжающих туристов – ненавязчив…
19.04.2012 00:06 Вера Арляпова
http://gorno-altaisk.ru