Премия «MOST» вручается уже третий раз — что позволяет говорить о том, что формат и идея обрели стабильность и оказались востребованными в арт-мире.
Суть премии состоит в том, что правительство столицы, в лице департамента культуры, ищет и награждает тех, кому в обычном мире светит, скорее, штраф за мелкое хулиганство — уличных художников, граффитчиков и прочих «флеш-моберов».
Больше всего по духу это напоминает расцвет культуры в молодой Совдепии — 20-е и 30-е годы ХХ столетия. Тогда Маяковский раскрашивал стены конструктивистских домов, «серебрянновековые» поэты — те, кого не расстреляли и кто не эмигрировал, издавали свои сборники по принципу, который теперь называется крауд-фандингом, а Булгаков готовил к постановке свои «Дни Турбиных». Зацвело все то, что раньше запрещалось, были открыты дороги и дан шанс всем — то же самое происходит сейчас, когда появились MOST AWARDS.
Кстати, о Булгакове: вручение наград сопровождалось крайне оригинальной культ-массс программой. Гостей вечера встречали обнаженные девушки, а ласковые распорядители церемонии первым делом предлагали пройти к барной стойке — за счет организаторов.
«Что-то мне это напоминает…», — подумалось автору репортажа, и в первом же культурном пространстве я наткнулся на трон, сделанный из книг Михаила Афанасьевича. Вздрогнул и вспомнил, что место, где располагается заведение, называется Кулишки — или Куличики. И выражение «у черта на Куличиках» появилось после одной шумной московской истории, связанной с полтергейстом и прочим лукавством и произошедшей именно здесь.
А рядом в это время танцевала балерина. А голые девушки все ходили и улыбались…
Художники, которые составляли большую часть публики, впрочем, вели себя «как так и надо…» и больше обсуждали цены на краски и трудности работы на открытых городских пространствах. А еще все они, кряхтя, сходились на мысли, что премия MOST, как ни верти, вручается достойным — личным связям и прочим интригам, которыми усыпан путь к славе, здесь не место. Потому что сама структура орг-комитета и модель, по которой отбираются кандидаты и номинанты — предельно прозрачна и демократична. И в отборе работ участвуют и чиновники, и художники, и Интернет-пользователи, и все-все-все…
MOST, кроме шуток, очень полезная штука — она не только и не столько дает художникам шанс выйти из андеграунда и получить признание, сколько добавляет москвичам и гостям города ярких красок в жизнь. У города появляются свои «фишки», лицо столицы становится «объемнее и выразительнее». И это круто.