Основатель ВДВ Василий Филиппович Маргелов, которого десантники почтительно прозвали «Батей», стоял на командном пункте парашютодрома «Слободка» под Тулой, устремив взгляд в небо. Боевой офицер, прошедший пять войн, не терял самообладания. И все же нервное напряжение выдавали стремительно пустеющая пачка папирос и отстегнутая кобура с табельным оружием на поясе. В случае провала испытаний он готов был застрелиться.
Там, в небе, с минуты на минуту должен был появиться военный транспортник Ан-12 с гусеничной боевой бронированной машиной БМД-1 на борту и двумя членами экипажа: подполковником Леонидом Зуевым и старшим лейтенантом Александром Маргеловым — сыном «Бати». Впервые в мировой истории им предстояло десантироваться, находясь внутри бронемашины, а не вслед за ней, как это было принято до того момента.
Два года ушло на создание комплекса «парашютная система — боевая машина — человек» под кодовым названием «Кентавр» (на марше механик-водитель по пояс высовывается из люка, отсюда и отсылка к мифическому человеку-коню). Момент истины наступил 5 января 1973 года.
Тем временем в небе Ан-12 подлетал к заданной точке. Экипаж уже был на своих местах. Началось.
— Машина плавно перевалилась через обрез грузолюка — до земли 800 метров. Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, наш «утюг» сначала завалился на 135 градусов от горизонтали, затем стал раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы несколько секунд испытывали состояние, близкое к невесомости. В воздух поднялся невесть откуда взявшийся в машине хлам… В следующий момент всё гулко ухнуло на пол и потом еще некоторое время там перекатывалось, пока машина «изображала» из себя маятник, — позже вспоминал Александр Маргелов.
Скорость снижения составила около 6 м/сек., высотомер показывал, что скоро земля. Леонид Зуев и Александр Маргелов приняли позу изготовки. Последовал «резкий перекатывающий удар», всё замерло. Через мгновение офицеры приступили к выполнению поставленной задачи, для начала освободив машину от парашютной системы и платформы.
— Мы быстро заняли свои места внутри: Леонид — за рычагами, я — в башне. Пока он заводил двигатель, я выискивал, поворачивая башню, цели для обстрела. Есть! И сразу, с началом движения, бухнуло орудие «Гром» — конечно же, эта была имитация, и последующая стрельба из пулемета велась холостыми, но в первом эксперименте это было не главное…
Так прошло первое в истории десантирование бронемашины с людьми внутри.
Зачем советским десантникам вообще понадобилось создание подобной «Кентавру» системы? Дело в том, что, десантируясь вслед за бронетехникой, экипаж мог оказаться на расстоянии до 5 км от своей машины и долго ее искать. Маргелов-старший был твердо убежден, что такое положение вещей неприемлемо. Ведь противник мог перебить всех десантников по дороге к БМД, что означало провал боевой задачи.
В 1971 году началась работа над «Кентавром», благо к тому времени был накоплен богатый опыт десантирования бронетехники с воздуха. Комплекс был готов уже к началу 1972 года. Для начала его опробовали на манекенах, потом на собаках — животные спокойно перенесли приземление внутри БМД-1.
Однако министр обороны СССР, маршал Андрей Гречко не спешил давать добро на испытания с людьми. Василия Маргелова поддержал начальник Генштаба, маршал Виктор Куликов, были и добровольцы — первым записался Андрей Маргелов, вторым Леонид Зуев, но они были не единственными. И все же Гречко был непреклонен.
Легенда гласит, что министр обороны дал добро после следующего диалога с Василием Маргеловым:
— Ты хоть понимаешь, Василий Филиппович, на что идешь? И потом, кого посадишь в машины?
— Надежных, проверенных офицеров-десантников. Первым пойдет мой сын Сашка! Он согласен.
Этот аргумент убедил Гречко в надежности системы «Кентавр». Важно отметить, что «Батя» на сына давления не оказывал. Тот сам вызвался совершить первый прыжок внутри БМД, понимая, какой груз ответственности лежит на отце, в том числе и моральной. И в дальнейшем Александр Маргелов не подвел родителя, вновь вызвавшись первым испытать новую, более совершенную, но и более опасную систему.
«Кентавр» оказался весьма эффективным средством, тем более, что на момент создания не имел аналогов в мире. Но были у него существенные минусы. Парашютно-платформенная система весила свыше 2 тонн при весе БМД-1 около 8 тонн. Она была громоздкой при перевозке, занимала много времени для установки, а пять куполов по 760 кв. метров каждый позволяли снижаться со скоростью не более 5−6 м/сек. При приземлении купола нередко наматывались на гусеницы и плавились, от чего мог заклинить двигатель.
Поэтому следующим этапом развития стала парашютно-реактивная система без платформы «Реактавр». Она предполагала наличие всего одного купола площадью 540 кв. метров и весила около тонны. Скорость спуска составляла до 25 м/сек., а при приземлении ее гасили реактивные двигатели.
Испытания шли полным ходом, но не всегда были успешными. В ходе одного из них разбился любимый пес десантников по кличке Буран, так что желающих опробовать систему на себе было немного, но добровольцы нашлись.
Первое испытание с людьми было назначено на 23 января 1976 года, на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово под Псковом. Командиром экипажа был назначен тогда уже майор Александр Маргелов, роль механика-водителя выполнил Леонид Щербаков.
Чтобы смягчить приземление, было выбрано место с высокими сугробами. Не повезло. БМД попала прямиком на плотно укатанную ледяную дорогу. И все же экипаж незамедлительно приступил к выполнению поставленной задачи и отстрелялся «на ура». «Реактавр» был принят на вооружение.
***
Сброс бронетехники с самолета вместе с экипажем с использованием реактивной парашютной системы был колоссальным прорывом. Александра Маргелова и Леонида Щербакова без промедлений представили к званиям Героев Советского Союза. Но награждения не последовало. Сначала не успели подготовить документы к очередному съезду КПСС, затем скончался маршал Андрей Гречко, а в 1977 году Маргелов и Щербаков получили по ордену Красного Знамени. Руководство Минобороны посчитало, что этого вполне достаточно.
Только через 20 лет — в августе 1996 года — за проявленные при испытании и доводке специальной техники мужество и героизм, Александр Маргелов и Леонид Щербаков получили звания Героев России.
Сегодня, 19 июля 2016 года, выдающегося десантника, Героя России Александра Васильевича Маргелова не стало. Он скончался в Москве на 71 году жизни. До конца своих дней Александр Васильевич был предан десанту и делу служения Родине.