Кино

На фестивале в Выборге победило «безбюджетное» кино

0 498

Жюри игрового конкурса «Осенние премьеры», проходившего в рамках XXII Фестиваля российского кино «Окно в Европу», присудило Главный приз картине Арсения Гончукова «Сын». В первую очередь это решение примечательно тем, что Гончуков уже третью свою полнометражную картину снимает вне хоть сколько-нибудь больших студий. Это подлинно «независимый» кинематографист нового поколения, объединивший вокруг себя тех, кто готов творить не ради зарплат, а за идею, во имя искусства. Проработав несколько лет на телевидении, он заявил о себе как режиссёр два года назад с короткометражкой «Конечная остановка». Затем последовали большие фильмы «1210» и «Полёт. Три дня после катастрофы». У них даже был «прокат» - весьма условный, конечно, но критикой эти работы были замечены, а имя автора запомнилось. И вот – победа на крупном фестивале, втором по значимости смотре отечественного кино после «Кинотавра».

1 Режиссёр Арсений Гончуков © Фестиваль «Окно в Европу»

«Сын» - драма об отношениях молодого человека с больной шизофренией матерью. 

Этот фильм как сон, как сплав жизненного опыта, фантазии и творческих поисков, - сказал на фестивальной пресс-конференции режиссёр. - Это вымышленная история, но за многими моментами в ней стоят очень личные переживания, ситуации, которые внутренне близки тому, что показано в картине.

Победа картины отчасти сравнима с успехом «Неадекватных людей» - четыре года назад никому не известный прежде Роман Каримов сразил в Выборге самого Балабанова. У Гончукова, правда, столь сильных соперников в конкурсе не было – хотя здесь показали новые ленты таких уже давно заявивших о себе авторов как Вера Сторожева, Владимир Котт и Екатерина Шагалова. Но Котт уехал из Выборга со Специальным призом жюри – его осовремененная экранизация пьесы Горького «На дне» была отмечена «За актуальное прочтение классики». Сторожева с мелодрамой «9 девять дней и одно утро» довольствовалась третьим местом в зрительском конкурсе «Выборгский счёт» и «бонусным» призом от Медиаконгресса «Содружество журналистов» за сценарий.

2 Кадр из фильма «Мама дарагая!»

Подлинным же триумфатором фестиваля оказался Ярослав Чеважевский, чья комедия «Мама дарагая!» в «Выборгском счёте» заняла верхнюю строчку, а от профессионального жюри получила спецприз с формулировкой «За верность жанру». Но ещё больше наград – три - у ленты Эллы Омельченко «Пациенты»: за дебют – от жюри, за лучший фильм – от Гильдии киноведов и кинокритиков, за сценарий с оригинальными драматургическими решениями – традиционный приз имени Саввы Кулиша.

Свои дипломы жюри под председательством продюсера Игоря Толстунова раздало картинам «Зимы не будет» Ильи Демичева («За актёрский ансамбль») и «Дар» Сергея Карандашова («За пронзительный лиризм атмосферы»). Второе место зрительского голосования – у комедии Александра Стриженова «Дедушка моей мечты».

Победителем конкурса «Игровое кино. Копродукция» стал фильм «Спасибо, папа» (Россия - Армения, реж. Грачья Кешишян). Среди неигровых картин вновь первенствовала «Кровь» Алины Рудницкой, получившая уже не одну награду. Главный приз по разделу анимации вручён Дмитрию Геллеру за мультфильм «Мужчина встречает женщину».

3 Кадр из анимационного фильма «Мужчина встречает женщину»