Знаменитости Музыка

На грани между кадрами и звуком — кто совместил карьеру в кино и музыке

0 557

«Я обещала, что больше не буду мечтать, но забыла»…

Когда ей было очень тяжело, она играла в игру: когда машины на фабрике гудели в одном ритме, она начинала мечтать, а шум — словно музыка…


Кадр из фильма «Танцующая в темноте»

За роль в картине дерзкого Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» Бьорк «доплясалась» до главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а за свою игру была названа лучшей актрисой. Несмотря на интернациональный актерский состав фильма (Катрин Денев, Петер Стормаре, Джоэл Грей, Дэвид Морз,), в Каннах в те дни у всех на устах было только одно имя — Бьорк.

Она — сенсация Канн 2000 года. Критики были единодушны.

«Танцующая в темноте» — это гибрид мюзикла и трагической мелодрамы. Это подарок для зрения и слуха аудитории: тонкой красоты картинка фильма звучит инопланетным голосом признанной всем миром исландской вокалистки.

Картина принесла ее создателям внушительных размеров корзину наград и хвалебных отзывов, обмотанную пестрой лентой бесконечной актуальности проекта. Прошло 15 лет, а фильм не стареет. При этом каждый из критиков, должно быть, согласится с тем, что фильм не состоялся бы без участия исландской дивы — неподражаемой Бьорк.

Маленькие трагедии фон Триера

Америка 60-х годов. На маленькой деревенской фабрике работает чешская эмигрантка. Нищая работница Сельма приехала в «долину грез», чтобы заработать деньги на лечение сына, страдающего той же болезнь, из-за которой слепнет она сама. Каждый день все темнее, каждый шаг — страшнее.

Она презирала страну и ее основные принципы. Все, кроме мюзиклов…

Ее мрачные будни освещает страстная любовь к музыке и мечта выйти на сцену, чтобы петь и танцевать. Но судьба преподносит женщине непростые испытания.

Амбициозный игровой фильм в стиле Триера напичкан колючими шипами несправедливости, подлости, предательства и, конечно же, кровью…

— Зачем вы его убили?

— Он попросил…


Кадр из фильма «Танцующая в темноте»

Сосед — вор публично обвиняет Сельму в краже «его» денег, которые «цапнул» сам, воспользовавшись слепотой женщины. Героиня Бьорк убивает лжеца и предстает перед судом.

Фильм вроде глубокий и чуткий: он о простых людях с их непростыми проблемами и пороками. Но показано все в гротескном свете, поэтому уровень абсурдной жестокости зашкаливает.

Над картиной многие рыдали, другие называли ее «слёзовыжималкой». Не обращая внимания ни на тех, ни на других, Бьорк вдруг заявила, что никогда больше не будет сниматься в кино, а «Танцующую в темноте» назвала своим первым и последним фильмом (что не совсем правда: еще в 1987 году она сыграла в картине исландских кинематографистов «Древо Юпитера» (The Jupiter Tree), а позже вновь несколько раз работала перед камерами кинооператоров).

О каннской награде Бьорк говорила так:

«Узнала — решила, что это за музыку, но когда мне сказали, что за актерскую работу, подумала — все равно это не то, к чему лежит мое сердце, оно определенно принадлежит звуку».


© bjork.fr

Именно к музыкальному аспекту фильма Бьорк относилась наиболее трепетно. Над песнями она полгода работала с оркестром из восьмидесяти музыкантов. Воплотить звук в кадры помог секретный метод режиссера: Триер говорил, что музыкальные сцены, которые Сельма вызывает в своем воображении, чтобы уйти от действительности, снимали 100 скрытых от актеров видеокамер.

Звуку Бьорк верна уже больше 35 лет. Свою первую запись исландская певица сделала в одиннадцатилетнем возрасте. В 1988 году ее группа в стиле «комбо» Sugarcubes получила международную известность. В 1993 году певица записала свой первый сольный альбом «Дебют». В 2014 ее альбом Biophilia в включили в состав постоянной коллекции Нью-Йоркского музея Современного искусства (MoMA). В 2015 году в MoMA открылась выставка по мотивам творчества Бьорк.

© twitter.com

Из клипов в фильмы

Бьорк не единственная певица, добившаяся высот на неродном поприще кинодеятельности.

Престиж образцового самца Дэвида Боуи

Знаменитому британскому рокеру частенько приходилось перебираться со сцены на киноэкраны. Нельзя не упомянуть об актерском дебюте Боуи, до той поры известного только в амплуа музыканта. В фильме «Человек, который упал на Землю» он блистательно исполнил роль инопланетного существа мистера Ньютона.

Боуи в тот период и сам будто не с нашей планеты: хрупкий и бледный андрогин с инопланетной прической.

В экранизации одноимённой фантастической драмы Кристофера Приста «Престиж» (2006 год) музыкант исполнил роль изобретателя Николы Теслы. А в фильме 1986 года «Лабиринт» Дэвид сыграл короля гоблинов Джарета. Боуи также засветился в фильме «Образцовый самец» с Беном Стиллером в главной роли.

Господин Никто — Джаред Лето

Музыка — кино. Кино — музыка. Марсианин Джаред Лето по сей день не может определиться с тем, что ближе его творческой душе. Успешно совмещая актерскую деятельность с записью новых «тридцатисекундников», Лето успевает и «Оскары» получить, и на гастроли смотаться.

Джаред — хороший актер. Чего стоит один только фильм «Господин Никто», в котором Лето так и разрывали на части его персонажи. Фильм показывает все виражи течения жизни. Немо — человек без будущего и с разнообразным прошлым. Его персонаж демонстрирует вариативность жизненных схем: вот они наши возможности и нужно выбирать.

Другая качественная работа фронтмена «30 секунд до Марса» — фильм, наделавший много шума, — «Далласский клуб покупателей».

Ради этой роли Лето худел и открывал в себе женское начало. Он не выходил из образа Района на протяжении всех съемок. Однажды он даже пошел загримированным в магазин, чем вызвал неоднозначную реакцию местных жителей. Киноакадемия одобрила старания актера и наградила его «Оскаром» (2014) за лучшую мужскую роль второго плана.

«Глава 27». Если в предыдущей картине актер-певец показал себя во всей красе своей худобы, то в далеком 2006 году мир говорил о Джареде, который набрал десятки килограммов для роли убийцы Джона Леннона.

И другие…

Джонни Депп ни раз признавался, что создавал свой образ Джека Воробья, руководствуясь стилем легендарного Кита Ричардса. И вот в третьей части «Пиратов Карибского Моря» зрители увидели знаменитого гитариста из The Rolling Stones в роли отца капитана флибустьеров.


Кадр из фильма «Пираты Карибского Моря»

«Любитель кино» Джастин Тимберлейк активно пополняет свой лист киноработ: «Социальная сеть», «Стон чёрной змеи», «Альфа Дог», «Открытая дорога обратно», «Друзья по сексу», «Время»… Кажется певец и впрямь сменил творческие ориентиры…


Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса»

Фильм «8 миля», в котором сыграл самый знаменитый белый рэпер Эминем, был назван так в честь линии, разделяющей «белые» и «черные» районы Детройта. С поставленной задачей рэпер справился на отлично. Отчасти потому, что многое из произошедшего с его героем происходило и в жизни самого музыканта.


Кадр из фильма «8 миля»

Победный провал

Отдельно в данном случае от других стоит фильм «Телохранитель» 1992 года режиссёра Мика Джексона, с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон в главных ролях. Большую долю известности фильму принесло исполнение Уитни Хьюстон композиций «I Will Always Love You» и «I Have Nothing». Саундтрек к «Телохранителю», включая композицию «I Will Always Love You», вошёл в список 50 самых продаваемых музыкальных альбомов XX века. Песни «Run to You» и «I Have Nothing» были номинированы на Оскар в категории Лучшая песня к фильму. Также картина получила «Грэмми» в двух категориях. И именно только, благодаря музыке. Ведь сам фильм подвергся жесткой критике и в 93-м был номинирован на «Золотую малину» (американская премия — худший фильм года) аж в пяти категориях.

Кадр из фильма «Телохранитель»

Вот так, находясь в постоянном поиске, творческие персоны из мира музыки завоёвывают и кинематограф, а он, в свою очередь, беспощадно отсеивает талантливых от «понтовитых».