Общество

На каждого москвича зимой высыпали по полмешка соли

1 324

Примерно по 25 кг соли в составе противогололедных материалов (ПГМ) уже пришлось этой зимой на каждого жителя Москвы. Это в два раза больше, чем приходилось в конце 2000-х годов, при этом ситуация на дорогах города стала хуже.

Парализовал город многокилометровыми пробками, например, снегопад 4 февраля. Заторы не рассасывались даже ночью. На дорогах образовывалась густая снежная каша, а под ней наледь. За сутки в Москве из-за скользких дорог произошло почти три с половиной тысячи ДТП. Многочисленные фуры пробуксовывали по заснеженной трассе. К эстакадам и подъемам были направлены специальные тягачи, которые вытаскивали застрявшие в снегу грузовики. За сутки с помощью таких тягачей сотрудники ДПС переместили 145 многотонных фур. Под колесами фуры, которую занесло на скользкой дороге, погиб водитель, ожидавший наряд ДПС после аварии.

Аналогичные картины наблюдалась в столице нынешней зимой после каждого снегопада. Такой дорожной ситуации не было в Москве никогда, даже когда дороги посыпали песко-соляной смесью.

Глава Департамента Андрей Цыбин объяснял пробки на дорогах большим количеством выпавшего снега, но при плюсовой температуре 13 марта самый сильный за столетие снегопад в 42 см за сутки не вызвал катастрофических дорожных последствий. То есть, как бы снегопады ни усугубляли дорожную ситуацию, если гололед не образуется, многочасовых заторов не возникает. А не образуется если применяются эффективные реагенты. Так и было в Москве до 2011 года.

А в 2011 году по инициативе А. Цыбина и главы Департамента охраны окружающей среды и благоустройства Антона Кульбачевского были принята новая «Технология зимней уборки улиц». Из технологии были исключены реагенты, которыми столица успешно пользовалась в 2000-х годах, а включены новые материалы. При этом количество используемых реагентов и расходы за их закупку выросли более чем в два раза. На конец февраля 2013 года в городе в составе реагентов было использовано более 300 тыс. тонн соли по сравнению со 143 тыс. тонн в среднем за зимние сезоны 2004-2011 годов. В конце 2000-х столица тратила на закупку ПГМ в год 1,2 млрд рублей, закупки на две зимы 2011/2012 и 2012/2013 обошлись казне в 6,5 млрд. рублей.

Выступая на круглом столе в Общественной палате России Андрей Цыбин сообщил, что нынешней зимой объемы использования ПГМ в Москве снизились на 70 тыс. т. Суммирование официальных данные о закупках ПГМ дает другой результат. Нынешней зимой, как было сказано выше, в городе к концу февраля в составе ПГМ на улицы высыпали более 300 тыс. тонн соли (в жидких ПГМ содержится 28% солей, в комбинированных ПГМ – примерно 50%). Зимой 2011/2012 годов в Москве только официальные закупки ПГМ в пересчете на чистую соль составили 251,3 тыс. тонн, не считая оставшихся с прошлого года запасов. Зимой 2010/2011 годов мэрия закупила ПГМ в пересчете на чистую соль всего в количестве 115,6 тыс. тонн. Нынешняя зима была снежной, но не в три раза, чем позапрошлая. Зимой 2010/2011 годов выпало 152 см снега, а нынешней зимой – 279 см. Вот только позапрошлой зимой фуры не скользили и водители на МКАД не ночевали.

Единственным положительным результатом работы ДЖКХиБ этой зимой по борьбе с гололедом можно считать снижение числа аварий в зимние месяцы. В январе, например, количество аварий в Москве уменьшилось на 17,5%, а число погибших на 43%. Эксперты считают, что основным фактором в снижении аварийности могли стать многокилометровые московские пробки, которые сковывают город с раннего утра до позднего вечера. По итогам 2012 года в пределах Садового кольца средняя скорость движения составила 17,6 км/ч, что на 8,3% меньше по сравнению с прошлым годом. Двигаясь с такой скоростью трудно совершить серьезную аварию (а множество мелких

аварий водители улаживают без ГИБДД). Аналогичный эффект – снижение числа аварий – наблюдается на всех дорогах, где невозможно двигаться на больших скоростях.

В ответ на множество критических публикаций, связанных с борьбой с гололедом в Москве и закупаемыми ПГМ, А. Цыбин, выступая на днях на круглом столе в Общественной палате России, сообщил, что принято решение "максимально отойти от частных подрядчиков", поэтому в каждом районе Москвы планируется создать государственные бюджетные учреждения (ГБУ) "Жилищник", сотрудники которого будут заниматься уборкой улиц. Чиновник отметил, что по ряду заказчиков есть случаи, связанные с перерасходом реагентов или же наоборот. "Сейчас мы в лице наших ГБУ сделаем единого оператора, который будет отслеживать расход реагентов", - сказал А. Цыбин. Но вряд ли любой контроль поможет справиться с гололедом, если мэрия будет продолжать использовать в огромных количествах неэффективные реагенты.