Кино

На «Краю света» в тренд вышло бунтарство

0 570

На Сахалине, самом крупном острове, входящем в состав России, завершился юбилейный, пятый по счету международный фестиваль «Край света». За несколько фестивальных дней зрители и участники фестиваля смогли посмотреть более ста фильмов из разных стран мира.

Гран-при фестиваля получил фильм «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен, копродукция четырех стран Турция-Франция-Германия-Катар о трудностях бытия девочек-подростков, а рекордсменом по количеству наград стал задорно-бунтарский фильм Михаила Местецкого «Тряпичный союз».

На открытии члены жюри — актриса Аня Чиповская, актер Данила Козловский, драматург Александр Родионов, режиссер Лав Диас и председатель жюри, режиссер Мохсен Махмальбаф — сыграли в своеобразный Q&А, предложенный генеральным продюсером фестиваля Алексеем Аграновичем. Задавшись вопросом, что конкурс грядущий им готовит, каждый член жюри бил в гонг. Самый наивно-точный вопрос задала Аня Чиповская, спросив, будет ли фильм, который понравится всем. И, если судить по фестивальным итогам, то такие нашлись. Три награды (включая приз президента фестиваля Аллы Суриковой) у фильма Местецкого, и две награды — у картины Эргювен. С актерскими наградами жюри распорядилось тоже достаточно оригинально, предпочтя выделить не кого-то одного, а наградить сразу ансамбли — четырех героев фильма «Тряпичный союз» и пять героинь «Мустанга».

Помимо этого, в конкурсе участвовали еще 7 картин, из которых две российских, уже, как и Местецкий, засвеченных на фестивале «Кинотавр» — «Чайки» Эллы Манжеевой и «Спасение» Ивана Вырыпаева. Оставшиеся пять конкурсантов — волна азиатского кинематографа (Китай, Южная Корея, Гонконг, Индия), среди которых российская премьера нового фильма Ким Ки Дука «Стоп».

Негласной темой конкурса стала внутренняя несвобода, страдание героев от несовершенства мира, иногда вырывающееся во внешние попытки это преодолеть. В «Тряпичном союзе» бунт самый явный, где — безумству храбрых поем мы песню. В истории про настоящую мужскую дружбу четырех героев, немного революционеров, немного раздолбаев, где каждый стремится изменить мир в меру своих представлений о нем, но в итоге изменится сам.

Или безумие как радикальный выход из тупика героев фильма «Стоп» в результате трагичных обстоятельств. Она остается жить в зараженном городе, он решает уничтожить плоды цивилизации, а именно — электричество, повинное, по мнению героя, в экологической катастрофе Фукусимы. Картина, ранее показанная в одной из программ фестиваля в Карловых Варах, производит довольно неоднозначное впечатление. Хотя, возможно, при излишней театральности фильма финал, когда ребенок кричит от ужаса, оставаясь заложником своей аномалии, и выводит серьезную тему на новый уровень… Кстати, организаторы фестиваля «Край света» рассказали, что уже ведут переговоры о ретроспективе и возможном приезде Ким Ки Дука на Сахалин в следующем году.

Фильм «Мустанг» — о попытке противостоять устоявшимся веками общественным традициям. Он невольно отсылает к дебюту Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы», и дело тут не только в схожести темы, но и завязке сюжета (после подростковых радостей жизни дом становится своеобразной тюрьмой, закрытой от внешнего мира) и даже в количестве героинь-сестер (их, как и у Копполы, пять)… Эта картина выдвинута Турцией на «Оскар».

В центре сюжета китайского фильма «Нэчжа» (реж. Ли Сяофэн), которым открывался конкурс фестиваля, — тоже подростки. Главная героиня, кажется, никого не любит, но сквозь ее немногословность и нелюдимость, нет-нет, да и прорываются эмоции, которые ее на самом деле душат. И тут разбитая пластинка — как символ уже невосстановимых родительских отношений. И злые слезы под дождем, и эксперименты с попытками самоубийства…

В индийском фильме «Покер на костях», как и в «Мустанге», главная героиня тоже бросает вызов обществу. Эта картина о том, каково приходится женщине, когда она решается на путешествие практически в одиночку (маленькая девочка и козочка не в счет) по огромной стране — в поисках возлюбленного, прекратившего выходить на связь. И все бы ничего, но даже неожиданный попутчик, помогающий женщине, в итоге пугает ее. Слишком уж сильны в героине вбитые веками правила жизни.

Но не конкурсом единым. На фестивале «Край света», помимо основного конкурса, несколько внеконкурсных и ретроспективных программ — в течение недели показы шли с 10 утра до глубокой ночи на трех площадках фестиваля. Здесь и программа «Самое главное», вобравшая в себя фестивальные хиты года (достаточно упомянуть такие названия, как «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» — филигранные зарисовки из человеческих характеров Роя Андерсона, или победителя Берлинале этого года «Такси» Джафара Панахи), и экспериментальные сеты, составленные из российской и японской анимации. Музыка и не только в качестве концертных номеров (на открытии, например, прозвучали композиции «Muse» и «Кино» в исполнении Казимира Лиске и Павла Артемьева) довольно-таки важная составляющая для фестиваля «Край света». От музыкальной фразы «Аукцыона» на фестивальной заставке, открывающей каждый показ, до документальных фильмов под открытым небом, тематически связанных с музыкантами — Дэвид Боуи, Егор Летов, группа «Blur» и другие.

Кроме того, впервые в этом году фестиваль расширил свои границы и за пределы Южно-Сахалинска. Показы и встречи под руководством заместителя председателя оргкомитета Сергея Новожилова с известными актерами, среди которых Ивар Калныньш, Ия Нинидзе, Ирина Шведова, Анна Большова, Анастасия Макеева, Глеб Матвейчук и другие, прошли по всей области, а также на Курилах.

1 Лауреаты 2 Генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович и временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко 3 Кадр из фильма "Стоп" 4 Генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович и актриса Виктория Толстоганова 5 Кадр из фильма "Мустанг"