Космос Наука и техника

На Луну по путевке: когда космический туризм станет доступен массам

0 2727

450 тысяч долларов стоимость билета к границам космоса на ракетоплане компании Virgin Galactic. После успещных испытаний суборбитальных систем двух конкурирующих компаний, можно уверенно говорить, что космический туризм уже реальность… 

Однако, возможность полететь в космос за свой счет у землян существует с 2001 года, но массовым этот вид развлечения пока не стал. Причина проста — это слишком дорого. 

С чего же начинался космический туризм и чего нам ждать в будущем?

С первых дней космонавтики многие люди ждали, что космос станет открытым не только лучшим представителям человечества из отрядов космонавтов и астронавтов, но и всем платежеспособным гражданским. Но в космосе решались вопросы государственной важности, а государствам было не до развлечений.

С полётами американских Шаттлов, количество людей побывавших в космосе стало резко возрастать. Корабль вмещал до восьми человек, и навыки пилотирования корабля были обязательны не для всех. Для шаттлов ввели отдельную должность «специалист по полезной нагрузке», которая доставалась не пилотам, а ученым и гражданским специалистам. Предлагались также и проекты модификации космического самолёта для массовых туристических полётов.

© zelenyikot. livejournal.com

Первым успешно командированным в космос можно считать летчика в отставке и сенатора Джейка Гарна, который не только стал первым действующим политиком в космосе, но и породил шутки о космической болезни. Ему было так плохо от невесомости, что впоследствии астронавты стали измерять недомогания от невесомости в гарнах. Один гарн — это максимально тяжелое состояние, а ноль — идеальная адаптация к космическим условиям.

В Советском Союзе тоже думали об отправке в космос в командировку. Только собирались отправлять журналиста. Сначала об этом заговорил Королёв, но не успел реализовать. Потом вспомнили об этой идее в 80-е годы, но помешал развал СССР. По иронии судьбы, именно кризис и крушение Советского Союза оказало существенное влияние на развитие полноценного космического туристического рынка. Перестроечная и постсоветская космонавтика была вынуждена выживать, и была готова свозить кого угодно, лишь бы платили.

Этим воспользовалась Япония ещё, а 1990 году и отправила на станцию «Мир» журналиста Тоёхиро Акияма, чей полёт оплатила его телекомпания, т. е. это тоже была командировка. Затем услугой пользовались европейские астронавты. Для них это была государственная космонавтика, хотя для молодого Роскосмоса такие контракты стали просто коммерческим источником дохода. Хотя сотрудничество с NASA оказалось более плодотворно. Американцы платили охотно не только за извоз до орбиты, но и за достройку «Мира» и начало создания будущей Международной космической станции.

Официальный первый космический турист Деннис Тито заплатил $20 млн за семидневный полёт на российский сегмент МКС в 2001 году. Билеты продавала американская компания Space Adventures.

© zelenyikot. livejournal.com

С этого момента можно отсчитывать начало космического туризма. После Тито было ещё семь космических полётов по постоянно возрастающей цене. Первой женщиной-туристом в космосе стала Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал дважды, заплатив $35 млн за каждое десятидневное приключение.

С 2011 года прекратились полёты Шаттлов и все свободные места на российских «Союзах» выкупались NASA по программе МКС. В то время США уже переживали бум частной космонавтики. Компания SpaceX появилась в 2002 году, Blue Origin — в 2000-м. Серьезно поднять авторитет частных разработчиков помог конкурс Ansari X Prize. Профинансированный семьей Ансари, и организованный Питером Диамандисом конкурс предлагал приз в $10 млн той команде разработчиков, которая создаст пилотируемый аппарат способный достичь высоты в 100 км дважды за две недели.

На конкурс заявилось двадцать шесть команд из разных стран. Была даже российская Suborbital Corporation, которая предлагала запускать небольшой ракетоплан с борта высотного советского самолета «Геофизика».

Победила в конкурсе команда Scaled Composites Tier One под руководством авиационного инженера и изобретателя Берта Рутана. За $20 млн, вложенных миллионером Полом Алленом, удалось создать авиакосмическую систему из самолёта-носителя White Knight и ракетоплана SpaceShipOne.

Ракетоплан несколько раз преодолевал стокилометровую отметку, в том числе и дважды за одну неделю. Победа в конкурсе была взята, хотя она и не окупала затраты. Настоящая награда пришла к разработчикам в лице нового заказчика и инвестора — Ричарда Брэнсона, владельца группы компаний Virgin. Брэнсон решил использовать такую же технологию, только увеличить и самолёт-носитель и ракетоплан, для размещения шести пассажиров в салоне позади двух пилотов. Тогда, на волне успеха, казалось, что доработки сделать не сложно, и можно уложиться в три-пять лет, но что-то пошло не так.

Взрыв на испытаниях двигательной установки погубил трех испытателей на Земле. Выбранное твердое топливо ракетоплана оказалось проблемным и норовило разнести корабль сильными вибрациями. Едва нашли новое более стабильное топливо, как из-за ошибки пилотирования ракетоплан порвало на куски прямо на этапе разгона. Погиб ещё и пилот. Построенный на деньги штата Нью Мексико футуристичный космопорт (на самом деле просто очень пафосный аэропорт), простаивал без дела.

© zelenyikot. livejournal.com

После многочисленных задержек и переносов в будущем проекта усомнились американские инвесторы, несмотря на проданные несколько сотен билетов. От банкротства спасали полмиллиарда долларов от арабских инвесторов, которые вложились под обещание создать второй космопорт на территории ОАЭ.

После аварии в небе подоспели бюрократические проблемы — авиарегистраторы озаботились вопросами безопасности предлагаемой услуги. Virgin Galactic пришлось потратить несколько лет на получение всех сертификатов и подтверждение соответствия всем нормам безопасности. За это время от компании отпочковалась Virgin Orbit, создала небольшую космическую ракету, и, хоть и не с первого раза, начала запускать спутники.

Наконец, последние согласования были завершены, и Virgin Galactic в июле 2021 года запустила свой первый SpaceShipTwo с полным пассажирским салоном на высоту 86 км.

© zelenyikot. livejournal.com

Даже такой успех не смог воспроизвести стокилометровое достижение SpaceShipOne. Зато подоспели физики с убедительными доводами в пользу того, что в принципе космос можно отсчитывать и с высоты 80 км. Отчасти они правы, но осадочек всё же есть, особенно учитывая главного конкурента Virgin Galactic — компанию миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin.

Blue Origin создана ещё раньше Virgin Galactic, и стокилометровой отметки её изделия достигли раньше конкурента, но в беспилотном варианте. Первый успешный старт ракеты и запуск капсулы на высоту 105 км состоялся в 2015 году.

После этого прошло ещё 15 пусков в которых отрабатывались различные этапы полёта и нарабатывалась статистика надежности. Компания даже смогла немного заработать на испытаниях, благодаря запускам в невесомость студенческих и научных экспериментов в том числе по заказу NASA. А первый пилотируемый полёт ракетно-космической системы New Shepard успешно прошел на две недели позже пассажирского старта Virgin Galactic.

Что же получает турист, оплативший не полноценный орбитальный космический полёт, а подскок на высоту 86−105 км?

Перегрузки на старте присутствуют, хотя из-за меньшей скорости и короткого разгона, они не сравнятся с орбитальными запусками «Союзов» или Crew Dragon. Зато это значительно снижает ограничения по здоровью, и тот кого уже не возьмут в космонавты всё же получит возможность побывать в космосе хотя бы несколько секунд.

Вопреки распространенному представлению, невесомость в полёте появляется не при достижении максимальной высоты, а в момент отключения ракетного двигателя когда космический корабль переходит в режим баллистического полёта. Прекращается же состояние невесомости когда корабль входит в плотные слои атмосферы и начинает тормозить о них. Т. е. невесомость возникает в состоянии свободного падения, куда бы оно ни проходило вверх или вниз. На МКС точно такое же падение, только параллельно земной поверхности, а сила притяжения Земли там всего на 6% меньше нашего.

В иллюминатор космического туристического корабля пассажир увидит черное небо, яркое солнце и тонкий голубой слой плотной атмосферы внизу. Если полёт состоится ночью, то можно будет насладиться звездным небом, светом городов внизу, сполохи далёких зарниц и успеть взглянуть на восход солнца. Возможно удастся увидеть полярное сияние на севере.

После пятиминутного приключения с риском для жизни, у клиента Virgin Galactic или Blue Origin останется самое главное — сам факт пребывания в космосе, которым можно гордиться всю оставшуюся жизнь. На сегодня таким достижением могут похвастаться менее 700 человек за всю историю космонавтики. На Эверест столько за год залезает, поэтому ещё долго космический полёт будет оставаться предметом гордости и достижением, которое стоит своих денег. Поэтому я уверен в успешном развитии такого бизнеса и появлении новых компаний на этом рынке.

Для космонавтики это тоже важно, хотя далеко не все специалисты космической отрасли готовы признавать своими коллегами создателей этого «развлечения для богатеев».

Космический туризм может оказать полезное влияние на космонавтику по нескольким направлениям: — Развитие технологий достижения космоса, так обе компании уже занимаются средствами орбитальной доставки, на основе полученного «туристического» опыта; — Привлечение в космическую отрасль новых инвестиций и повышение экономического потенциала космонавтики в целом; — Популяризация космонавтики, и перевод космического полёта из разряда элитарного и недоступного в дорогое, но возможное для многих дело. Некоторый эффект такие запуски могут оказать и на науку, например в исследовании верхних слоёв атмосферы или проведении испытаний в невесомости.

Если спрос на космический туризм окажется стабильным и растущим, можно ожидать появление и повышение спроса на ещё более экзотичные рейсы: на околоземную орбиту по маршруту Гагарина и Титова, на МКС или будущие околоземные станции, к Луне или на Марс. Всё это будет способствовать развитию космических технологий, снижать стоимость доступа в космос, а значит способствовать его научному и экономическому освоению.