Кино

На ММКФ покажут фильм об арт-группе "Война"

7 336

Режиссер фильма «Завтра» Андрей Грязев. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Сегодня в рамках документального конкурса ММКФ состоится показ фильма Андрея Грязева «Завтра», рассказывающего о деятельности арт-группы «Война».

Видеокамера фиксирует все этапы подготовки к нашумевшей акции «Дворцовый переворот», в ходе которой было перевернуто несколько милицейских машин. Первые «пробы пера» на случайно попавшихся под руку легковушках; обсуждения, как следует правильно документировать процесс; сюжеты в теленовостях. С некоторым удивлением встреченные обыски, арест, трехмесячное тюремное закллючение и митинги в защиту подследственных.

Кроме того, Грязев подробно рассказывает нам и о быте своих героев. Помышляя о будущем историческом масштабе свершений и сравнивая себя с декабристами, пока что они воруют продукты в магазинах и роются на свалках. Одним из центральных персонажей картины становится ребенок Вора и Козы, маленький Каспер, неизменно находящийся рядом с родителями во время всех акций.

О «Войне» режиссер узнал в интернете, посмотрев их ролики на YouTube. Нашел адреса, познакомился - и спустя полтора года и 35 поездок в Питер появился этот фильм. Однако сейчас участники группы, еще недавно так тесно с ним сотрудничающие, высказывают свое недовольство - и даже подают в суд на Берлинский кинофестиваль, в рамках которого в феврале состоялась премьера ленты (суд они проиграли). Все обвинения со стороны «Войны» Грязев отвергает: у него было и разрешение на съемки (что трудно опровергнуть, увидев картину), группа видела фильм и приняла его, а всё дальнейшее - своеобразное продолжение сюжета, такая же «акция». Причину разногласий режиссер видит в том, что выйдя из СИЗО, его герои не сделали, по сути, ничего более, не став развивать достижения и не воспользовавшись предоставившимися им возможностями: «Они пошли абсолютно своим, другим путем. С уверенностью можно сказать, что этот путь тупиковый».

«Очень сложно сказать за них, что же они хотят от жизни», - даже не пытается охарактеризовать своих персонажей Грязев, хотя и отмечает, что его привлекает то, что они «могут своим примером зажечь хоть какую-то искру». «Все их политические требования теряются за абсурдом их циркового представления», - говорит он, подчеркивая, что фильм не дает никаких ответов - а лишь поднимает массу вопросов.

На пресс-конференции Грязева спросили и об его отношении к «Pussy Riot». По поводу их последней акции режиссер сказал, что суть подобного - вызвать интерес не к самой акции, а к тем действиям, которые идут после них. Участники же знают, что им грозит (Коза, допустим, внимательно изучает предусмотренную законом уголовную ответственность для кормящей матери). И их цель - отстаивать свою точку зрения до самого конца: «Вызвать гнев не своей акцией, а тем, что за такую легкую вещь им дают семь лет. Мне кажется, фишка акции в этом», - считает Андрей Грязев.

Стоит также отметить, что «Завтра» - уже не первая на 34 ММКФ картина с подобным «оппозиционным» содержанием. На открытии фестиваля показали фильм «Духless», в котором действует аналогичная «Войне» группировка, а в основном конкурсе - польскую картину «80 миллионов», расказывающую о событиях тридцатилетней давности, когда движение «Солидарность» находилось под наблюдением местного КГБ.

Для 30-летнего Андрея Грязева «Завтра» - третья картина. Предыдущие две («Саня и Воробей», «День шахтера») принесли ему более десятка наград на различных кинофестивалях. Наибольшую известность арт-группа «Война» получила после акции «Х...й в плену у ФСБ», в прошлом году удостоенной премии в области современного визуального искусства «Инновация». Поднимающийся Литейный мост с нарисованным на нем 65-метровым фаллосом - блистательный финал данной документальной ленты, вызывающий в зале радостные аплодисменты. «Вы понимаете, что вы - соучастник?» - спросили Грязева. «Докажите», - коротко ответил он.

Фильм «Завтра», уже имеющий массу фестивальных предложений, выйдет в ограниченный российский прокат 12 июля. Его дистрибьютор - проект «Kinoclub», ранее показавший нашему зрителю документальные картины «Ходорковский» и «Гражданин поэт. Прогон года». Компания и в дальнейшем намерена строить свою репертуарную политику на поддержке остроактуального документального кинематографа.