20 июня в Москве открывается 35-й Международный кинофестиваль – с традиционно обширной программой кинопоказов, включающей и три конкурса, и гала-премьеры, и внушительную международную панораму, и с десяток замечательных ретроспектив. Среди этого разнообразия выделяется фильм «Тёмная кровь» - последняя работа умершего 20 лет назад Ривера Феникса.
Популярный и подающий необычайные надежды актёр умер от передозировки наркотиков 31 октября 1993 года в возрасте 23 лет. После него осталось два десятка ролей (включая телевизионные), главной из которых была в картине Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» - она принесла Риверу Фениксу «Кубок Вольпи» Венецианского кинофестиваля. За фильм Сидни Люмета «На холостом ходу» молодой талант был номинирован на «Оскар», а Стивен Спилберг доверил ему сыграть молодого Индиану Джонса в прологе третьей части легендарного киносериала. О смерти при таком впечатляющем старте никто, разумеется, и не думал – но она пришла, никого не спросясь.
Последней работой актёра, завершить которую он не успел, была лента «Тёмная кровь», в которой вместе с ним играли Джуди Дэвис и Джонатан Прайс. Смерть Феникса заморозила проект на полпути, а все уже отснятые материалы были конфискованы страховой компанией. И только в 2012-м году режиссёру Джорджу Слёйзеру (к тому моменту уже 80-летнему) предоставили возможность закончить, наконец-то, фильм – и выпустить его на экраны. Пока что – только на фестивальные: картину уже показали в Нидерландах (участвовавших в производстве), Германии, США, Гонконге – и вот она прибывает на ММКФ, где включена в программу «Малые голландцы».
«Тёмная кровь» (вариант перевода – «Дурная») рассказывает о супружеской паре артистов, спешащих на съёмки, но из-за поломки машины застревающих посреди бескрайней скалистой пустыни. Спасение приходит в виде паренька, одиноко живущего вдали ото всех поселений, - но спасением это кажется лишь поначалу. Влюбившись в свою гостью, хозяин вовсе не торопится её отпускать – и раз за разом откладывает поездку до ближайшего города, которая позволила бы путешественникам заявить о своей беде и просить о помощи. С каждым днём нервы накаляются всё сильнее – и вскоре становится очевидно, что ничем хорошим эта нелепая на первый взгляд ситуация уже не обернётся.
О тяжёлой судьбе фильма здесь не напоминает практически ничего – кроме ряда моментов, когда действие вдруг замирает, а следующий эпизод пересказывается за кадром: мол, случилось то-то и то-то, чувства возникли такие. Если не знать всех подробностей, то можно даже принять это за довольно необычный авторский «ход» - а ведь это что ни на есть самые печальные отметины: данных сцен Ривер Феникс сыграть уже не успел. В течение долгих двадцати лет не было надежды, что мы когда-нибудь увидим и отснятое – но всё-таки фильм выжил и добирается теперь до своего зрителя.
В ближайшие дни Киноридус по мере сил продолжит рассказ о прочих картинах и программах Московского кинофестиваля, с расписанием же показов любой желающий может ознакомиться на сайте кинофорума.
См. также:
«Через три недели стартует Московский международный кинофестиваль»