Кино

На ММКФ спросили, может ли чёрт стать человеком?

0 5102

«Монах и бес»

Россия, реж. Николай Досталь, в ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Никита Тарасов, Сергей Барковский, Роман Мадянов.

Страница фильма

В уединённую обитель приходит прихрамывающий, заикающийся, а главное — буквальным образом горящий Иван, Семёнов сын из Торжка. «Горишь почему?» — интересуется игумен. «По грехам», — не лукавит Иван, признаваясь, что действительно грешен — и потому, что любит всякую живность, и потому, что мудр не по годам.

Однако вот ведь какие дела: вместе с новым послушником в монастырь приходят и чудеса. Заданную на две недели задачку по очистке колодца Иван умудряется решить за полдня, на одну лишь молитву ловит в реке гигантскую рыбину, портки стирает мановением руки, а уж как гладит!.. Кто знает, быть может, это святой, которого канонизируют через полторы тысячи лет?.. Или же тут, тьфу-тьфу-тьфу, не обошлось без бесовства?..

Трейлер фильма «Монах и бес»

Первое, что следует знать об этом фильме (особенно в фестивальном контексте): это долгожданный и более чем заслуженный бенефис Тимофея Трибунцева, отличного актёра, который примелькался в кино уже довольно давно, но, как правило, на втором плане. Его выход на первый получился отличным: роль яркая, сочная, с большой амплитудой и массой возможностей.

Второе, что важно: «Монах и бес» не притворяется историческим фильмом, несмотря на то, что одним из героев здесь является Государь-император Николай Павлович, а в рассказе Ивана о двух литераторах безошибочно угадываются Гоголь с Пушкиным. «Мне бы хотелось, чтобы в этой картине увидели современность, вот это главное», — говорит режиссёр и автор идеи Николай Досталь, да мог бы даже и не говорить: эта современность со всей безоговорочной узнаваемостью проявляет себя если не в действии, то в диалогах.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Вот игумен диктует письмо вышестоящему владыке, но писарь советует не вдаваться в детали: упоминание жирующего медведя адресат может принять на свой счёт, к тому же, лучше обойтись без горьких статистических деталей — а то ведь ещё сошлют.

Позже тот же игумен высказывает царю: «Дороги нам совсем не нужны, и очень даже вредны», — разъясняя: «Потому что дороги будут — и по ним неприятель проедет и прямо в сердце России попадёт». Сам же царь, рассуждая о вечных наших бедах, голоде и неурожае, риторически вопрошает: «Кто виноват?..». А когда заходит речь о введении налогов с заводчиков, признаёт: «Воруют». Да только воровство — «разве это грех в России?»

«Ты же муж государственный, и коммерческие интересы тут лишние», — критикует Николай I Бенкендорфа, взявшего на себя, скажем так, дополнительный труд в финансовых предприятиях. А на вопрос, что о крестьянской реформе скажут помещики, ответ вообще проще простого: «Они скажут: „Слава Государю-императору“, — и если не скажут, то пожалеют, что не сказали». На этом фоне уже не удивляешься характеристике Сатаны, данной тем самым, выведенным в заголовке бесом: «Очень эффективный руководитель».

Мало какая из картин, непосредственно посвящённых сегодняшнему дню, столь же злободневна и актуальна, как эта.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Хотя обсуждать, скорее всего, больше будут её религиозную, духовную составляющую. Ну, а как без неё, если «Монах и бес» фильм называется?.. Разумеется, полно наберётся цитат и на эту тему: «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню», «Вера — вот чем человек жив», «Не всё свято, что в книгу вмято», — да и «секрет беззакония» нам отчасти знаком: «Не любите и не любимы будете».

Ещё одна, уже чисто кинематографическая (и, надо признаться, весьма неожиданная) отличительная особенность картины — необычайно ловкое (для нашего-то кино!) использование спецэффектов. Про многие эпизоды даже и не поймёшь точно, что это было: чудо наяву или всё же вмешательство компьютера. Досталь, однако, раскрывать секреты не торопится, на прямо поставленный вопрос отшучиваясь: «Всё снимали в натуре, никаких спецэффектов». Журналисты шутку понимают и поддерживают выкриком: «С Божьей помощью».

Интервью Николая Досталя пресс-службе 38-го Московского кинофестиваля

Вообще, особо говорить о своей работе Досталь не расположен, будучи уверенным в том, что «картина сама должна общаться со зрителем», в то время как теперь, когда фильм уже представлен публике, «режиссёр должен молчать». Поэтому, придя на пресс-конференцию, на вопросы критиков он отвечал скупо и касался разве что «технических» тем.

Досталь вновь рассказал о непростой судьбе проекта (пять лет с момента появления идеи и долгие поиски финансирования); упомянул, что пока «никаких серьёзных замечаний» со стороны видевших фильм представителей церкви высказано не было; порекомендовал всем посетить места съёмок — Кирилло-Белозерский музей-заповедник в Вологодской губернии (занятное совпадение: своего «Мелкого беса» он снимал там же).

Когда же его попросили уточнить, в чём именно состояла изначальная идея, Досталь вспомнил понравившуюся ему некогда фразу Юрия Арабова, которая сегодня звучит как готовый рекламный слоган:

Может ли чёрт стать человеком? А чёрт его знает.

Кадр из фильма «Монах и бес»

Как мы уже напоминали, анонсируя фестиваль, прекрасный фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» побеждал на ММКФ в 2009-м году. Но мало кто, вероятно, сравнится по частоте появления в нашем конкурсе с кинодраматургом Юрием Арабовым: «Монах и бес» — уже пятая картина по его сценарию, принимающая участие в основной программе Московского кинофестиваля за последние двадцать лет (до этого были «Мать и сын», «Чудо», «Орда» и в прошлом году «Орлеан»).

Сегодня Арабов благодарен Досталю, что тот так долго боролся за фильм, отказываясь от предлагаемых ему телесериалов («Я впервые в жизни встречаюсь с такой верностью»). Он не отрицает, что в этом сценарии нашлись отголоски его же «Фауста», и напоминает о неизменном свойстве русской души — хранить веру и безверие в одной упаковке: «В России атеизм носит сугубо религиозный характер». Впрочем, разбираться в русской душе теперь должны, по его мнению, молодые: им ведь надо будет «стараться делать эту жизнь не хуже».

С ним солидарен и Досталь:

Честно, всегда хотелось, чтобы больше картину смотрела молодёжь. Им дальше жить, им дальше строить чего-то в этом мире.

Впрочем, продюсер фильма Игорь Толстунов прокатные перспективы оценивает скептически, без фальшивого оптимизма — считая, что если ленте удастся достигнуть результатов фильма «Остров», то это уже «будет очень хорошо». В эти дни начинается представление картины кинотеатрам, а к широкому зрителю «Монах и бес» выйдет в начале осени, 8-го сентября.

Кадр из фильма «Монах и бес»