Обозреватель РБК Алина Евстигнеева прогнозирует в своем материале от 14 июня 2012 приход в Россию "исламского банкинга". Точной даты эксперт не называет, но определенные предпосылки к этому, полагает она, уже есть - исламские финансовые инструменты пытаются привить на российской почве с 1999 года.
Исламская экономическая модель основана на законах шариата, который запрещает давать деньги в долг под проценты и вкладывать средства в проекты, не отвечающие критерию нравственности. Несмотря на это многим странам удалось эффективно воплотить ее в жизнь. По данным Исламского банка развития, "индустрия" исламских финансов уверенно растет на 15% в год. Обозреватель указывает на то, что России пока не удается ухватить кусок этого пирога, поскольку наши граждане считают, что исламский банкинг - это форма отправления религиозного культа, а не альтернативная форма ведения бизнеса.
В традиционной западной экономической модели получение прибыли является самоцелью, а для исламского банкинга важна не столько цель, сколько средства. В этом отношении примечательны основные принципы исламских финансов: запрет на "майсир" (азартную игру, договоры с неопределенными условиями), "гарар" (сделки с неопределенностью, например на игру со временем при торговле фьючерсами) и "рибу" (на выдачу денег под процент, ростовщичество). Фундаментальное правило для исламского банкинга - запрещено все, что делает богатых еще богаче за счет того, что бедные становятся еще беднее.
Самый известный инструмент в исламских финансах - это "сукук". Он в целом похож на долговую ценную бумагу - облигацию, но с одним нюансом: кредитор получает нефиксированный доход за счет прибыли финансируемой компании, фактически это доля в каком-то предприятии. Причем рынок "сукук" - это не только корпоративный сектор, но и суверенные заимствования. Примерно треть всех таких облигаций в мире выпускает Малайзия, около 55% - страны Персидского залива, 8-10% - другие страны.
В России проживают 25 миллионов мусульман, и с каждым годом благодаря постоянно растущей миграции их становится больше. Тем не менее пока большинство попыток удовлетворить их инвестиционные потребности оканчивались провалом, пишет издание.