Руководство «Дождя» ввело платный доступ к части своего контента – на сайте телеканала появился замок с ценником. Отныне платить придется за возможность подключиться к прямому эфиру «Дождя» в Сети, а также к полным версиям авторских передач из архива.
Рупор оппозиции
Круглосуточный телеканал «Дождь», позиционирующий себя как телеканал для «неравнодушных людей с активной гражданской позицией и острым чувством сопричастности», был запущен медиаменеджером Натальей Синдеевой, которая вложила в проект средства, по собственному признанию, полученные от продажи загородного дома. Презентация состоялась в июне 2009 года, а вещание в Интернете и цифровых сетях началось в 2010 году. Инвестором «Дождя» выступил бизнесмен Александр Винокуров - третий муж Синдеевой.
Оперативность подачи материала принесла «Дождю» известность: он первым из телеканалов показал кадры схода националистов в центре Москвы в декабре 2010 года, а в январе 2011-го первым сообщил о теракте в аэропорту Домодедово.
Весной этого же года «Дождь» перезапустили в «глобальной паутине» — для трансляции сделали отдельный сайт (первоначально трансляция велась с сайта slon.ru).
Ну а настоящая слава пришла к телеканалу в конце 2011 года: онлайн-трансляции массовых протестов резко подняли посещаемость сайта tvrain.ru. Именно в этот момент о «Дожде» узнал не только «креативный класс», но и широкая аудитория – протестный электорат из разных социальных слоев. Представляя трансляции митингов с Болотной и Сахарова, телеканал конкурировал с Минаев Live - авторской передачей журналиста и писателя Сергея Минаева - и «Ридусом».
Посещаемость сайта в свете нарастания гражданского недовольства увеличилась в несколько раз. Согласно открытой статистике liveinternet.ru, в августе 2011 года сайт просматривали по 30 -35 тысяч раз в сутки, то в декабре число просмотров превысило 360 тысяч.
Далее наблюдается некоторый спад и снова взлет (февральский митинг «За честные выборы»). Посещаемость tvrain.ru на протяжении последних лет была тесно связана со значимыми политическими событиями в России. В те же выборы мэра Москвы на сайт зашло 338 тысяч уникальных пользователей. Просмотрели сайт более 1,2 млн человек.
Транслировать значимые политические события, связанные с протестной активностью, крайне выгодно. Поэтому в экспериментах с платными услугами руководство «Дождя» пошло на уступку. «События общественной значимости», к которым, по-видимому, и относятся вышеуказанные, обещают транслировать бесплатно. Рассматривать это можно как коммерческий ход, так и как акт доброй воли. В любом случае, посещаемость портала в обычные дни упадет, а вместе с ней доходы от баннерной рекламы.
«Дождь» - убыточный телеканал
«Дождь» стал известным, но финансовые итоги 2011 года акционеров не очень порадовали: по данным Forbes, выручка канала (в подавляющем большинстве рекламные сборы и чуть-чуть отчислений от кабельных сетей) составила 77 млн рублей при среднемесячных расходах (оценочно) 30 млн рублей (штат телеканала насчитывает 230 сотрудников, еще 50 человек работают на "Дожде" по контрактам).
В 2012 году выручка канала выросла почти в четыре раза. Если не знать о затратах, «Дождь» кажется очень успешным, рассуждает некогда консультировавший Синдееву Кирилл Легат. При этом он замечает, что бизнеса как такового тут нет: Винокуров вложил в проект столько денег, что вернуть их объективно не сможет.
Фактические финансовые показатели телеканала не раскрываются, однако его руководители не скрывают, что проект до сих пор остается убыточным. Эксперты полагают, что "Дождь" «съел» гораздо больше денег, чем предполагалось изначально. В свете неудачных попыток договориться с крупными инвесторами (Прохоровым и Усмановым) это заставило владельцев «канала для оптимистов» пойти на отчаянный шаг – попытаться стать одновременно прибыльным и независимым с помощью российского зрителя.
Согласно официальной версии, озвученной в интервью порталу sostav.ru коммерческим директором «Дождя» Полиной Козловской, закрытие бесплатного доступа к интернет-контенту было одним из жестких условий кабельно-спутниковых операторов, в сетях которых вещает телеканал.
Сколько нужно заплатить?
Еще вчера, в первой половине дня, все желающие могли смотреть «Дождь» в Сети абсолютно бесплатно. Сегодня же путь «халявщикам» преграждает замок и предложение просмотреть прямой эфир за 30 рублей в сутки. Как истинные бизнесмены, руководители канала предлагают и «оптовую сделку» - годовую подписку на вещание можно купить за 1000 рублей.
Сейчас пользователям доступны два способа оплаты: с помощью банковской карты или СМС. В октябре к ним обещают добавить "Яндекс.Деньги" и другие виды платежей.
«Мы сделали привязку карты к аккаунту на сайте. Вводя один раз данные карты, не нужно будет это делать снова и снова, можно будет просто подтверждать платежи», ― рассказала г-жа Синдеева РБК Daily, намекнув тем самым на удобство и «ненапряжность» новой системы.
К слову, «Дождь» первым из отечественных каналов делает доступ к своему эфиру в Сети платным. До сих пор подобная схема работала только для просмотра футбольных матчей — платный онлайн-доступ к ним дают «НТВ плюс» и ВГТРК.
Не первая попытка
Стоит напомнить, что «Дождь» не первый раз прибегает к непривычным методам монетизации. Так, летом 2012-го канал пытался получать живые наличные не с пользователей, а от интернет-провайдеров. Некому региональному оператору было предложено платить $1 млн в месяц. Сейчас любой материал "Дождя" можно оценить рублем с помощью кнопки Like'n'Pay, при нажатии на которую пользователю предлагается возможность оценить просмотренный материал, заплатив произвольную сумму. Основатель данной системы Владимир Лебедев утверждает, что система не собирает пожертвования, пользователь оценивает конкретный материал после его просмотра. Лебедев считает, что такая модель значительно честнее по отношению к читателю, чем модель подписки, где читатель по сути платит вперед за материалы, которые на 80% окажутся для него бесполезными.
Обозреватель Премьер СВ Иракли Беселидзе соглашается, что способ оплаты тоже должен быть человечным и совершенно добровольным, однако вышеуказанная система Like'n'Pay, по его мнению, «реализована совершенно неправильно».
«Отличный пример для подражания - Фонд Викимедиа (владелец ресурса Wikipedia.org), который финансируется добровольно через краудфандинг. Люди совершенно бескорыстно жертвуют деньги, потому что видят и понимают Value, который этот ресурс создает. Необходимо продумать и разработать value proposition телеканала и начать вовлекать аудиторию в развитие “Дождя”, создать сообщество, которое будет радоваться возможности влиять на страну и мир с помощью любимого телеканала. И тогда получится уже совершенно другая история, другая бизнес-модель и другой уровень вовлечения аудитории. Если каждый шестой из 2,4 миллионов посетителей согласится заплатить 100 рублей, но не за контент, а за четко сформулированный Value, который каждый из них получит, то сумма дохода составит 40 млн рублей в месяц, что позволит выйти на оперативную прибыль безо всяких рисков потери аудитории», - считает Беселидзе.
Что будет с аудиторией?
Вопрос о том, какая часть интернет-аудитории останется с «Дождем» после того, как контент станет платным, пока открыт. Мнения разделились - многие эксперты считают, что россияне уже готовы к тому, чтобы платить за электронный контент. Медиаэксперт Михаил Гуревич в интервью газете «Коммерсантъ» утверждает: «Россияне всячески уже платят за электронный контент как законный, так и незаконный. Существует масса сервисов, где люди смотрят сериалы и платят за это, футбольные трансляции, которые люди все больше и больше оплачивают. Утверждается, что до 20 тыс. человек оплачивают единовременно топовые матчи, поэтому россияне платят, как и все остальные жители Земли, когда это удобно, комфортно, ненапряжно. То есть, можно сказать, что «Дождь» идет по правильному пути. Однако в данном случае всегда есть свои аспекты и нюансы. Меня никто не спрашивал. Если бы спросили, я бы сказал, что за онлайн-трансляцию интернет-аудитория вряд ли будет платить, потому как уже давным-давно отвыкла смотреть телевидение в потоковом режиме, а хочет смотреть какие-то выборочные программы, которые им нравятся. Вот за эти программы, например, та же 1 тыс. руб., которую заявили в годовом исчислении, вполне себе приемлемая сумма. Менее 100 руб. в месяц — это абсолютно ненапряжно. Люди больше тратят на покупку онлайн-игр и онлайн-премиум-продуктов».
Кстати об этом, по последним данным исследовательского агентства Data Insight, доля пользователей онлайн-платежей во всей взрослой российской интернет-аудитории составляет 25%. При этом количество пользователей продолжает расти. По прогнозам компании, к 2015 году аудитория онлайн-платежей превысит 30 млн человек, возможно, тогда и получат свое развитие сервисы, позволяющие оплачивать в Сети не только товары, но и контент.
Последнее время во всем мире образовалась тенденция, когда интернет-проекты стали переходить на платную модель. В США более половины интернет-газет собираются взимать со своих читателей плату. А видео-хостинг YouTube уже в ближайшее время введет платные подписки на каналы.
Сама же г-жа Синдеева в интервью той же РБК Daily призналась, что пользуется такими платными сервисами в Сети, как «Ведомости», App Store, ITunes, Play от Yoty. По ее словам, основные новостные американские каналы ― MSNBC, FOX NEWS, СNN ― уже много лет существует по модели pay wall. «40―50 % они получают от платной дистрибуции. Остальное приходится на рекламу и прочее. Мы верим в эту модель, несмотря на то что российский рынок сильно отличается от американского», ― говорит г-жа Синдеева.
С замечанием основателя «Дождя» трудно не согласиться: именно в различии российского и американского рынков таятся основные риски. Чтобы не вдаваться в долгие рассуждения на этот счет, просто приведем несколько скриншотов.
Другое дело, что именно ситуация с «Дождем» — это ситуация, скорее, политическая, чем в целом медийно-коммерческая. Этого мнения придерживается и ректор Академии медиа Андрей Новиков-Ланской: «Понятно, что "Дождь" таким образом собирает вокруг себя вполне определенную аудиторию, которая будет платить не столько за контент, сколько за причастность к определенному политическому тренду». Понятно, что в результате данного нововведения большая часть аудитории просто отсеется, и «Дождь», таким образом, становится каналом для определенной «тусовки».