Культура Арт-ридус

На словах ты Лев Толстой, а на деле... Особенности дизайна Артемия Лебедева

9 942

Два дня назад, 9 сентября, поклонники Льва Толстого отмечали 186-й день рождения русского классика, автора бессмертного романа «Анна Каренина».

По мистическому совпадению, в тот же день студия российского дизайнера Артемия Лебедева представила на суд общественности свой вариант логотипа московского метрополитена.

С 1935 года столичная подземка неоднократно «подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном», — так описывается суть проблемы на сайте дизайн-студии.

Не силясь мириться с подобным безобразием, Тёма воспользовался масштабным исследованием истории логотипа метрополитена Константина Коновалова и стандартизировал логотип в виде горящей красной буквы «М».

Здесь стоит предложить читателю вспомнить курс школьной литературы и отыскать на задворках памяти образ одного из самых интересных персонажей, родившихся из-под пера русского классика — героя романа «Анна Каренина» Константина Левина.

Мыслитель-деятель Левин, которого Толстой наделил легкоузнаваемыми автобиографическими чертами характера, страстно любит жизнь. «Жить и делать» — таково его жизненное кредо.

Подобно активно подстегивающему к жаркой дискуссии аудиторию своего ЖЖ Лебедеву, Константин Дмитриевич пытается постичь тайну общественных отношений и определить свое место в современных условиях. Для этого Левин пускается в пространные рассуждения с простыми рабочими мужиками — сравнение с ЖЖ-общением Артемия с читателями напрашивается само собой.

Дизайнер Тёма — автор небезызвестного «Ководства», своеобразного «мануала» по графическому и промышленному дизайну. Его блог в «Живом Журнале» пестрит интересными находками в сфере дизайна, однако интересны они ровно до тех пор, пока лежат в теоретической плоскости. Как и Левин Толстого, Лебедев отлично понимает специфику современной России, которой невозможно без труда «привить» западные теории преобразования графического облика окружающей действительности.

С этой мыслью в уме Лебедев представил туристический логотип Саратова, который поверг в шок и жителей города, и активистов блогосферы:

Глава Саратова Олег Грищенко, увидев результат трудов студии Лебедева, поспешил от увиденного максимально дистанцироваться: «Я так понимаю, это личное дело разработчика, его желание разместить и продвинуть свою торговую марку, чтобы, может быть, подороже продать», — заявил градоначальник.

Однако эти слова не тронули Лебедева: все более обретающий черты Левина, Тёма поглощен мыслями об общем деле, не забывая, разумеется, о личном благе: цель, захватившая его сознание — внедрение во всех городах именно того дизайна, которого жители, по его мнению, и заслуживают.

Подобно сельскохозяйственной артели, идея которой перевернула внутренний мир персонажа Толстого, дизайн-студия Артемия Лебедева выдает на-гора логотип за логотипом неискушенным россиянам. Руки Тёмы дотянулись и до логотипа столицы: венец исканий дизайнера на путях конкретно-социального мышления, социальных отношений.

Однако то, что послужило апогеем духовного развития Левина, для Лебедева обернулось провалом: очередной логотип не оценили ни специалисты в сфере графического дизайна, ни жители столицы:

Суровая реальность доказала Левину, что «общее дело» невозможно в условиях разделенного общества. Современная российская общественность оказалась также бесконечно далека от ожиданий Лебедева: к великому удивлению дизайнера, она смогла привить себе хороший вкус (и когда только успела?).

Оказавшись в подобной ситуации, герой «Анны Карениной» подумывает о самоубийстве. Наш же «герой» Лебедев подумывает о скорейшем старте своей очередной этнографической экспедиции в Китай. Благо деньги за очередную вершину лебедевского креатива уже в кармане.

Лебедев очень заигрался в Левина, который хоть и мыслит глобально и перспективно, но все же считает подобные идеи неприменимыми к русскому крестьянству. Пора дизайнеру осознать, наконец, что у основного потребителя его дизайна — у граждан России — грязь с лаптей отвалилась давным-давно, и «впарить» им несусветное кощунство в виде обновленной буквы «М» или «переосмысленной красной звезды» уже не получится.

Чересчур проникнувшись «мужицкой» правдой, Лебедев называет Якутию «жопой мира», стараясь, как и Левин, обрести душевное равновесие. Только в случае с персонажем бессмертного русского классика, финал его истории — это примирение с миром, примирение с действительностью. Подозреваем, что финалом истории одиозного дизайнера может стать повышенное внимание к его персоне со стороны сотрудников прокуратуры. Последним, очевидно, стоит посмотреть кто из чиновников поддерживал «начинания» Левина, простите Артемия Лебедева. Это опять же, кроме надвигающихся исков...