В ноябре 1932 года подразделение майора Мередита из седьмой тяжёлой батареи Королевских Австралийских сил артиллерии первым вступило в Войну с эму. Эти гигантские птицы стали настоящим бичом для фермеров Западной Австралии. Они ураганом обрушились на созревшие поля пшеницы во время привычной миграции после брачного сезона на юго-западное побережье континента. На каждый съеденный колосок приходилось сто вытоптанных растений.
Земли этого штата начали активно осваивать во время Великой депрессии 1929 года. Опасаясь голода, правительство страны предложило фермерам увеличить посевы пшеницы. Вместе с посевами увеличилось и количество искусственных водоемов для разведения скота.
В результате осенью 1932 года 20 тысяч особей эму посчитали внезапно появившиеся угодья отличным местом для зимовки. Большинство фермеров Западной Австралии были ветеранами Первой мировой войны, а потому обратились за помощью к Министерству обороны. Своими силами справиться с «сильным и плодовитым мародером с песчаных равнин», как называли эму в австралийской прессе, они не могли.
Сообщение в газете об отправке пулеметного расчета на Войну с эму
В виду того, что обещанных субсидий за увеличение посевов пшеницы фермеры так и не увидели, правительство на этот раз откликнулось на мольбы солдат- поселенцев. На помощь им был отправлен майор Мередит, в подчинение которого находились два солдата. В их распоряжении был пулемет системы Льюиса и 10 тысяч патронов. Им предстояло встретиться лицом к лицу с новой напастью. И враг оказался куда серьезнее, чем предполагали фермеры и военные.
«Если бы у нас был военный дивизион с пулестойкостью этих птиц, он смог бы дать отпор любой армии мира. Они встречают пулеметный огонь с неуязвимостью танков. Они похожи на зулусов, которых не могли остановить даже разрывные пули» — докладывал майор Мередит.
Среднестатистический эму достигает 150−190 сантиметров в длину, весит около 55 килограммов и развивает скорость до 50 км/ч. До 80-х годов прошлого солетия их считали сородичами страусов, но потом ученые разобрались и отнесли их к отряду казуарообразных.
У них мощные когтистые лапы, а размах шага достигает 275 сантиметров. У этих птиц нет зубов, поэтому они глотают камни, стекла и кусочки металла, чтобы измельчить добычу в пищеварительной системе. Вдобавок эму подолгу могут обходиться без воды. Сама природа Австралии закалила их для выживания в тяжелейших условиях.
Половозрелый эму
«Чтобы убить эму надо выстрелить ему в затылок, когда его рот закрыт, или наоборот послать пулю ему в открытый рот. Вот как это тяжело», — рассказывал прессе подчиненный Мередита, имя которого история не сохранила. Война с эму началась в округе Кэмпион 2 ноября. Первое столкновение потерпело полное фиаско в виду того, что птицы рассредоточились, и не было никакой возможности вести огонь на поражение. Попытки фермеров заманить их под пулеметный огонь также не увенчались успехом, хотя пресса и сообщала о «нескольких» убитых «мародерах».
Тогда майор Мередит решил устроить засаду около местной дабы, где были замечены более тысячи особей противника. Но в этом столкновении полегла всего дюжина птиц, поскольку пулемет вышел из строя, а другие пернатые разбежались.
«У каждой стаи, похоже, есть вожак — крупный самец с черным оперением, который вытягивается во все свои шесть футов роста (182 сантиметра), и наблюдает, пока его товарищи выполняют свою работу по уничтожению округи, и предупреждает их при нашем появлении», — сообщал растерянный военный наблюдатель.
Жертва Войны с эму
После шести дней боевых действий подразделение Мередита истратило 2500 патронов, уничтожив около 200 единиц живой силы врага. Правительство было обескуражено такими цифрами, и 8 ноября боевую операцию свернули. Однако проблема никуда не исчезла, и майор Мередит как опытный командир пулеметного расчета вновь был отправлен на передовую.
В первый же день возобновления боевых действий, 13 ноября, около 40 эму полегли на поле боя. Военные начали развивать успех и к 10 декабря, когда весь боезапас был окончательно израсходован, Мередит отчитался о почти тысяче убитых птиц. Несмотря на отсутствие потерь среди личного состава вооруженных сил Австралии Война с эму была проиграна вчистую. Власти отозвали военных, оставив фермеров один на один с вредителями.
Новое нашествие эму случилось уже в 1934 году, но призывы фермеров о помощи Министерство обороны на этот раз не услышало. Вместо этого правительство разработало систему поощрений за уничтожение птиц. Сообщается, что за шесть месяцев 1934 года было выдано более 57 тысяч таких поощрений.
Но даже такое массовое истребление птиц не увенчалось успехом. Уже в 1943 году фермеры просили подкрепления у военно-воздушных сил. Они предлагали сбрасывать на эму с малой высоты авиационные бомбы малого калибра. Это предложение было отвергнуто.
В результате в 1952 году правительство выделило 52 тысячи фунтов стерлингов на строительство забора от эму. Благо опыт по строительству заборов от вредителей у австралийцев был богатый.
Еще в 1885 году был достроен Собачий забор, и сегодня благополучно защищающий фермеров от собак динго. Его протяженность составляет 5614 километров. В 1907 году был построен Австралийский забор для защиты от кроликов, длиной 1883 километра. Именно его и укрепили таким образом, чтобы враг-эму больше не прошел. Срабатывает до сих пор с переменным успехом.