Сейчас в Москве – настоящий бум строительства метро. До 2020 года правительство города обещает сдать более 150 километров подземных магистралей и открыть почти 70 новых станций. На севере Люблинской линии активно ведутся работы по продлению ее на север. Корреспондент Ридуса отправился на стройплощадку станции «Петровско-Разумовская-2», чтобы узнать, как идут работы по строительству пересадочного узла.
Кросс-платформенная пересадка была задумана на этой станции еще в советское время, при проектировании Серпуховско-Тимирязевской линии. Почти сразу после сдачи станции «Петровско-Разумовская» в 1991 году началось сооружение ее дублера для будущей Люблинской линии, но затем работы были свернуты из-за недостатка финансирования. И вот спустя двадцать лет метростроевцы вернулись в старые тоннели. Работы еще очень много, но сроки правительством Москвы установлены жесткие – в конце 2014 года станция должна вступить в строй.
Заходим на площадку, нас записывают в журнале и выдают спецодежду. Сначала отправляемся узнать, как идут дела на строительстве наклонного эскалаторного тоннеля. Небольшой котлован окружают многочисленные трубы, покрытые густым инеем – для того, чтобы укрепить грунты, по периметру будущего тоннеля породу замораживают. Получается уходящий под углом в глубину ледяной цилиндр, в центре которого можно проводить работы, не опасаясь протечек и обрушений.
Спускаемся в забой. Там механизированный комплекс выбирает породу, а железная рука укладчика подает тюбинги – чугунные сегменты, из которых собирается обделка тоннеля. Грунт отправляется наверх на подъемнике, затем краном перегружается в бункер, откуда ссыпается в самосвалы.
Обычно технологическая цепочка выглядит короче, но здесь не удалось построить прямой цикл из-за близости территории рынка. Сейчас в наклоне уже уложено 27 тюбинговых колец из 124-х, а полностью планируется завершить этот почти стометровый тоннель в мае следующего года.
Поднимаемся на эстакаду шахты, нас снова записывают в журнале (рабочим достаточно просто перевернуть свой жетон с номером на крючке). Заходим в клеть, минута – и мы уже на 65-метровой глубине. Ствол №915, через который мы спустились, был сооружен еще в середине 1980-х годов для строительства первой «Петровско-Разумовской».
Сразу же попадаем в подходные выработки, которые после завершения строительства будут залиты бетоном. От них веером в разные стороны разбегаются тоннели – технологические, кабельные, перегонные. Под землей – целый город, не зная дороги, немудрено и заблудиться.
За очередным поворотом перед нами открывается огромное сооружение – тут строят блок служебных помещений, который будет располагаться в северном торце станции. Диаметр этого тоннеля – 9,5 метров, впоследствии он будет разделен на этажи, где разместятся различные службы метрополитена, обслуживающие станцию и оборудование.
Еще один такой же блок, но предназначенный для тягово-понизительной подстанции, сейчас строится в южном торце. Вместе с центральным залом, проходку которого планируется начать в декабре, длина этих выработок составляет около 350 метров. Грунты на этом участке, как и почти везде в Москве, очень сложные, – это карбонная глина и крепкий известняк, - местами сильно насыщенные водой.
Справа и слева от этой впечатляющей стройки полным ходом идет строительство путевых станционных тоннелей. Вернее, их переборка – они были пройдены как пилот-тоннели еще в девяностые в диаметре 5,1 м, сейчас их расширяют до стандартных 8,5. В тех местах, где в будущем будут проходы в центральный зал станции, хорошо видны заделы под арочные проемы.
Одновременно идет сооружение венткамеры, нескольких межтоннельных сбоек и помещений для насосного оборудования. Активно идет проходка перегонного тоннеля в сторону центра, к будущей станции «Фонвизинская». Сейчас там строят участок большого сечения (7,5 м при стандартной для перегонных тоннелей 5,1 м) для установки тоннельного гермозатвора.
Перегон на север, в сторону области, пока заморожен – по плану работы там должны развернуться позднее. За металлической «пробкой» шумят поезда Серпуховско-Тимирязевской линии – в будущем действующие и строящиеся тоннели будут соединены, и пассажиру, чтобы перейти с одной ветки на другую, будет достаточно просто пересечь платформу – так сейчас организован пассажиропоток, например, на станции «Китай-город».
Объем работ, которые сейчас ведутся на «Петровско-Разумовской-2», просто поражает. В советское время было принято писать «про самоотверженный труд метростроевцев», но увидев подземную стройку своими глазами, понимаешь – это тот случай, когда пропаганда не врала и не преувеличивала. Через пару лет, когда перед пассажирами откроется сверкающая мрамором станция, они и не задумаются, сколько людей работало ради этого в тяжелейших условиях. Спасибо им за их труд!
Благодарим пресс-службу Департамента строительства Москвы, пресс-службу ОАО «Мосметрострой» и фотокорреспондента газеты «Метростроевец» Александра Попова за помощь в подготовке материала.