На прошлой неделе у нас открылся 42-ой Токийский автосалон. Машин было много, людей ещё больше, однако впечатления очень приятные. Я не участвовал в тест-драйвах, даже ни разу не сел за руль выставочных автомобилей - просто ходил, смотрел и слушал.
В этом материале я расскажу лишь о некоторых концептуальных разработках и машинах, которые скоро пойдут в серийное производство. Концепт-кары, как принято называть такие разработки, в чистом виде, скорее всего, никогда не станут производиться даже мелкосерийно - они нужны для отработки перспективных технологий в различных областях - от водородных двигателей и до интерактивных водительских интерфейсов.
Взять, например, двери. На нынешнем автосалоне у многих автомобилей двери открывались вверх. Двери такого типа называются "крыло чайки" или "гильотина" и раньше встречались редко, преимущественно на дорогих спортивных автомобилях. Сейчас же такие решения планируют применять более широко. Например, на "джипике" Renault Captur, хотя в условиях плотной парковки данная схема, конечно, неудобна.
Дизайнерское вдохновение французы черпали с японского Nissan Juke, новая версия которого была представлена на автосалоне.
Поднимающимися вверх дверьми свой концепт Advanced Tourer оснастила и фирма Subaru.
Дверную идею подхватывает BMW c концептом BMW i8. Использование комбинированной бензиново-электрического двигателя становится современным стандартом автомобилестроения, BMW i8 обладает суммарной мощностью в 260 кВт, из которых 96 кВт приходится на электротягу. Автомобиль набирает 100 км/ч за 4.6 секунды при максимальной скорости 250 км/ч.
Другой немецкий автопроизводитель, фирма Mercedes, показала свой концепт Mercedes F125. Выбор числа 125 обусловлено тем фактом, что 125 лет назад основатель фирмы Карл Бенц получил свой первый патент. Поднимающиеся двери - далеко не самая главная его особенность. Машина оснащена четвёркой электродвигателей, общей мощностью 231 лошадиных сил в нормальном режиме. В режиме пиковой нагрузки, мощность повышается до 313 лошадиные сил, что позволяет автомобилю набрать 220 км/ч всего за 4.9 секунд. Энергия для двигателей вырабатывается топливными элементами работающими на водороде, хотя на борту установлен также и аккумулятор. Запаса водорода хватает на одну тысячу километров пробега.
Фирма Volkswagen привезла маленький NILS - одноместный электрический автомобильчик. На дорогах он появится ещё не скоро, а сейчас обладает запасом хода в 65 километров, максимальной скоростью 130 км/ч, а сотню набирает за 11 секунд.
Разработкой подобных небольших одно-двухместных электромобильчиков занимаются множество фирм, это входит в концепцию по использованию автомобилей в больших мегаполисах. По мнению разработчиков, такие маленькие машины позволят избежать пробок. Кроме того, такие автомобильчики будут уметь работать в автоматическом режиме, то есть управляться компьютером. Это позволит передвигаться людям, которые в силу, например, болезни не способны управлять транспортными средствами. Американская Chevrolet показала жёлтый двухколёсный EN-V
Японская Daihatsu продемонстрировала Pico - двухместный электромобиль, занимающий нишу между мотоциклами и небольшими автомобилями. По периметру его бортов проложено световое табло, отображающее различную информацию и служащее одновременно стоп-сигналами и указателями поворота. Максимальная скорость Pico 50 км/ч.
Похожий концепт от Suzuki называется Q-Сoncept, его предполагается использовать для бытовых поездок в радиусе до 10 километров от дома.
Трёхместный концепт Micro Commuter от фирмы Honda - один из самых крупных в этом классе. Более того, вместо традиционного руля в качестве управления предусмотрено два джойстика, по одному на каждую руку.
На выставке были и многие другие машины аналогичного назначения.
Вернёмся к фирме Honda и их джойстиковому управлению. По всей видимости, производитель всерьёз думает, что в будущем руль может уйти в прошлое, ведь аналогичное управление установлено и на концепты AC-X и EV-Ster. Гибридный Honda AC-X позиционируется как экономичный семейный автомобиль. В гибридном режиме работы расход бензина составляется 0,9 литров на сто километров при запасе хода в 990 километров.
И если Honda делает прорыв в управлении, то Toyota - во внешнем облике автомобиля. Концепт Fun-Vii. В борта кузова этой машины встроены экраны, позволяющие ему менять цвет одним нажатием кнопки. Также на кузов можно выводить различные изображения. Интересно, но на своих фотографиях я обнаружил странную вещь - покрытие заднего борта автомобиля выглядит оборванным, чётко видна граница блестящего и матового слоёв. Неужели на презентации оторвался кусочек покрытия?
Другая машина от Toyota - совместно разработанное с Subaru заднеприводное спортивное купе Toyota 86. Этот автомобиль скоро поступит в серийное производство и даже будет официально продаваться в России.
Фирма Lexus также показала почти серийный концепт Lexus LFA. Десяти цилиндровый двигатель объёмом 4.8 литра развивает 560 лошадиных сил, что дает максимальную скорость 325 километров в час и разгон до сотни за 3,9 секунды. Добавлю, что новая машина будет собираться только в Японии и стоить чуть выше полмиллиона долларов.
Но если говорить о максимальных скоростях и мощности, то особую нишу занимает разработка японского университета Кейо под названием Eliica. Разработанный ещё в 2004 году, этот четырёхместный автомобиль уже тогда был полностью электрическим и, что самое необычное, восьмиколёсным. Благодаря мощности двигателей в 800 лошадиных сил, его максимальная скорость 370 километров в час, разгон до сотни за 4,11 секунд, а до 160 км/ч за 7,04 секунды.
Среди других университетских разработок можно отметить NATS EV-Sport Prototype 01 от Японского автомобильного колледжа. Он полностью электрический с запасом хода 120 километров.
Компания SIM-Drive показала другую интересную разработку, в которой электродвигатели вмонтированы непосредственно внутрь колёс. После этого их достаточно установить в любой из выбранных кузовов в любом требуемом количестве. На автосалоне была показана четырёхколёсная модель SIM-LEI. Поскольку двигатели находятся внутри колёс, машина получилась полноприводная. Максимальная скорость 150 км/ч, разгон до сотни на 4,8 секунд, дальность хода 333 километра.
Химическая фирма Toray и дизайнерское бюро Gordon Murray показали электрический спортивный кабриолет Teewave Air. Дальность хода в 186 километров и динамические характеристики в 147 км/ч максималки и 11-ти секунд разгона до сотни, возможно, и не самые выдающиеся, однако автомобиль состоит преимущественно из пластика разных видов, применение которых и было целью разработки.
Другое пластиковое изделие - T-Brain от компании Toyota - предлагает вообще отказаться от сплошного корпуса. Но что будет, если внезапно пойдет дождь?
Концепт-кары - это не только дорогие спортивные машины. Японская фирма Isuzu показала, как может выглядеть фура будущего на примере разработки, получившей название T-Next.
Hino, другая японская фирма, также занимающаяся производством грузовиков, выставила Hino eZ-CARGO - грузовой автобусик. Полностью электрический, он предназначается для транспортировки грузов на небольшие дистанции в пределах городской черты.
Гоночный гибридный кабриолет GR MN Sports Hybrid Concept II и представительский лимузин FS Hybrid Concept - разработки фирмы Kanto Motors, входящей в Toyota Group.
Автомобили от Daihatsu. Четырёхместный электрический FC ShowCase по праву может считаться одним из самых стильных автомобилей автосалона. В качестве энергетической установки используются не только аккумуляторы, но и топливные элементы. Сидения внутри кубического кузова могут убираться в пол, освобождая место для различных грузов. Двери и подножки открываются по типу "крыла чайки". Экран на внутренней стороне двери служит для отображения различной информации, а экраны по бортам машины придают индивидуальность.
Ещё одна машина от Daihatsu - модель D-X. Объём его двухцилиндрового двигателя 660 сс, при мощности 64 лошадиные силы, но выглядит он как неплохой гоночный агрегат.
Дизайнерскою бюро Ken Okayama показало достаточно свою старую разработку K.O 7 Spider. Этот двухместный гоночный автомобиль оснащён двухлитровым четырёхцилиндровым двигателем мощностью 240 лошадиных сил.
Свой небольшой обзор я хочу закончить описанием удивительного гибрида автомобиля и мотоцикла, который я однажды видел вживую в Токио. Речь пойдет об изделии фирмы Campagna Motors - T-Rex 14R. Представьте себе, что к гоночному мотоциклу приделали коляску так, что получилось подобие автомобильного кузова. Три колеса, из которых заднее ведущее, четырёхцилиндровый двигатель Kawasaki, объёмом 1352 сс и мощностью 197 лошадиных сил, шестискоростная коробка передач позволяют получить автомобильный комфорт при динамических и габаритных характеристиках мотоцикла. Аппарат обладает максимальной скоростью в 240 километров в час, разгоняясь до 111 километров в час за 3.92 секунды.