«Сепар» — сепаратист, «бытовой сепаратист» — имеет следующие признаки: «сеет упаднические настроения», «оскверняет национальные символы», «ждет прихода "русского мира"». Еще он агитирует против мобилизации, распространяет слухи об угрозе русскому языку и просто сеет страхи и панику. Такие персонажи на Украине теперь подлежат охоте, травле, «коридорам позора» и, в конце концов — репрессиям СБУ.
Инициатива общественная, одобренная службистами: украинцев призывают включиться в процесс поиска проявлений сепаратизма и сдавать своих земляков, сигнализируя на «горячие линии».
«Проект был одобрен на уровне Кабмина, а рекламные площади предоставили местные власти. Мы не будем ограничиваться только ситилайтами и билбордами, также запланирована раздача листовок аналогичного содержания», пояснила директор одесского подразделения Кризисного медиацентра Алена Балаба.В Харьков на днях доставили 250 килограммов подобных инструкций. На местном радио выходят соответствующие ролики.
«Когда мы его запустили, сотрудники СБУ были нам благодарны», — сказал советник новоназначенного губернатора Глеб Тимошенко. — «Вероятность ложных доносов существует, но сейчас такое время, что нужно быть бдительным».Ресурс vesti-ukr.com с юмором отмечает, что спасает «бытовых сепаратистов» от «бытовых доносов» то, что дозвониться на горячие номера в Киеве практически невозможно — включается автоответчик «Ваш звонок важен для нас». Иное дело — харьковское СБУ.
«Есть информация о соседе? Что с ним не так, рассказывайте!» — оперативно отозвался бодрый голос в трубке. — «И вам, конечно, придется оставить свои данные и контактный телефон для связи».Сообщается, что «эта кампания уже спровоцировала настоящую охоту на ведьм: обличить человека и обвинить в пособничестве ДНР/ЛНР могут за "непатриотический" репост, когда пользователь делится чужой записью или картинкой».
Юристы поясняют, что способы защиты существуют: обработка персональных данных лица без его согласия не допускается, кроме случаев, когда информация обрабатывается в интересах госбезопасности — но делать это должны правоохранительные органы, а не активисты.
«Если общественники нарвутся на принципиального человека, могут получить реальные проблемы с законом», — сказал адвокат Иван Боднарук. — «Пользователь Сети может написать заявление в милицию по статье "Заведомо неправдивый донос"». А это — три года лишения свободы.