Нехватка рабочей силы становится одной из главных проблем украинской экономики. Попытка нанять сотрудников превращается для менеджеров предприятий в непроходимый квест.
Разрешить проблему не в состоянии даже существенный рост заработной платы, произошедший с начала открытой фазы российско-украинского конфликта в феврале 2022 года.
Растаять «в тени»
Вступивший в силу в прошлом месяце закон о мобилизации направлен на пополнение ВСУ сотнями тысяч военнослужащих. Однако поскольку, большинство намеревавшихся добровольно идти на фронт парней находится уже там или даже ещё дальше, нынешних рекрутов приходится набирать преимущественно силой. Это провоцирует уход «в тень» значительной части мужского населения страны.
Помимо примерно пяти миллионов бежавших от войны человек, дефицит усугубляется мужчинами призывного возраста, растворившимися в теневой экономике с целью уклониться от призыва на военную службу. Уже сейчас на одного мобилизованного парня приходится до нескольких «бегунков», которые изымаются из экономической деятельности.
Результатом становится нехватка трудоспособных мужчин и женщин, что ложится тяжким бременем на большие и малые предприятия, составляющие основу украинской экономики военного времени.
Всё это становится неразрешимой задачей для Владимира Зеленского. С одной стороны, он пытается закрыть дефицит живой силы на поле боя, а с другой — удержать на плаву испытывающую кадровый голод экономику страны.
«Сейчас мы находимся в войне на истощение. Очень сложно выбирать между маслом и оружием», — так охарактеризовал текущую ситуацию на Украине заместитель председателя Нацбанка Украины Сергей Николайчук.
По мере затягивания военного конфликта проблема будет только усугубляться. Киеву придётся искать возможности заполнять кадровые пробелы экономики в условиях, когда несколько миллионов работоспособного населения преимущественно безвозвратно покинуло страну, а другая часть граждан находится на фронтах или уже пала в боях.
Всё это привело к тому, что с февраля 2022 года экономика страны сократилась на четверть и рискует просесть ещё больше из-за отсутствия возможности подпитки рабочей силой.
В отличие от поставки вооружений, это социально-политическая проблема, которую невозможно решить с помощью союзников. Рабочая сила является конечным исчерпаемым ресурсом, взять который Украине больше неоткуда.
Не заманишь и зарплатой
Согласно опросу, проведённому в начале этого года киевским Институтом экономических исследований и политических консультаций, кадровая проблема занимает второе место после роста затрат среди украинских компаний. Около половины опрошенных заявили, что страдают от нехватки рабочей силы.
Результатом нехватки рабочей силы на Украине является невиданный ранее рост заработной платы, поскольку работодатели повышают выплаты, чтобы удержать оставшихся работников. Хотя сегодня инфляция в стране значительно снизилась по сравнению с пиковым значением на момент начала конфликта, Нацбанк Украины упомянул о росте зарплат в своём отчёте по инфляции. По мнению экспертов Нацбанка, заработная плата, даже будучи скорректированной с учётом роста цен, в следующем году превысит довоенный уровень.
Согласно мнению экономистов, экономические и социальные последствия кадрового дефицита могут оказаться ничуть не меньшими, чем от военных поражений.
Старший экономист киевского Центра экономических стратегий Владимир Ланда считает, что правительство должно следить за кадровыми потребностями бизнеса, даже несмотря на то что оно столкнулось с необходимостью увеличить численность армии.
«Причина проста: у Украины недостаточно средств для значительного увеличения численности своих войск», — говорит Владимир Ланда.
Законодательство о мобилизации даёт предприятиям, которые считаются жизненно важными для экономики, возможность резервировать до 50% сотрудников-мужчин, которые в противном случае имеют стопроцентный шанс отправиться на военную службу.
Однако даже бронирование 50% персонала не способно уберечь экономику от нарастающих деструктивных процессов. Например, Киевский метрополитен заявил, что вскоре на линиях будет курсировать меньше поездов, поскольку миграция и призыв на военную службу вызвали значительный кадровый дефицит. Согласно прогнозам менеджмента метрополитена, ситуация будет ухудшаться по мере того как всё большее количество сотрудников будет мобилизовано на службу.
Мобилизация = военное поражение
Нависший над украинцами призывного возраста дамоклов меч мобилизации неуклонно разрушает систему экономических взаимоотношений. Рынок труда приходит в хаотичное состояние, поскольку кадровые службы предприятий не торопятся выполнять требования по обновлению баз данных о сотрудниках. Это практически полностью парализует работу агентств, занимающихся подбором персонала.
Предприятия всё чаще вынуждены нанимать женщин и студентов на должности, которые раньше преимущественно занимали мужчины, в том числе и в тяжёлых отраслях вроде горнодобывающей промышленности.
Неизвестно, как именно украинские власти намерены выходить из сложившегося тупика. Однако бесспорным остаётся тот факт, что если призыв и далее будет проходить в таком же духе, когда на одного мобилизованного приходится по несколько «бегунков», то страна столкнётся с такими экономическими проблемами, что их последствия будут равносильны военному поражению.