Военное дело Фоторепортаж

Набрать в ОМОН москвичей практически нереально

12 926

Крепкие ребята в синем камуфляже с черно-золотой нашивкой ОМОН во всю спину на улицах Москвы или около метро вселяют в людей уверенность в безопасности контролируемой ими территории. Омоновцы отрабатывают наиболее криминогенные места столицы, задерживают опасных преступников и освобождают заложников. Кроме того, они постоянно ездят в командировки на Северный Кавказ, где в их задачи входит сопровождение колонн, разоружение участников бандформирований, изъятие и обезвреживание взрывоопасных предметов, эвакуация граждан в случае чрезвычайных ситуаций, а также помощь в ликвидации их последствий. При этом происходит постоянная ротация, так что никто из омоновцев не сидит на месте.

Попасть в подразделение не так просто: проходят два из десяти. В большинстве случаев это связано с физической подготовкой и состоянием здоровья — проходят только самые лучшие. В столичный ОМОН, кстати, идут не только москвичи. 

«Москвичей столько набрать практически нереально. Желание у людей есть, но, к сожалению, физическая подготовка во многих случаях оставляет желать лучшего. В Москве спорт дорогой, а в деревне — поле, мяч, физический труд и физкультурой там учителя заставляют заниматься», — рассказал «Ридусу» командир ОМОН, полковник полиции Владимир Сердюк. 1 © Антон Тушин/Ridus.ru

Новые сотрудники проходят подготовку на базе в подмосковной Ивантеевке, и этим дело не ограничивается. Каждый месяц бойцам выделяется неделя на отработку и совершенствование навыков, а также дополнительные дни в остальное время. Инструкторы обучают их приемам бокса, боевого самбо, кикбоксинга, дзюдо и других единоборств.

«Если бойцы спецназа дошли до рукопашного боя, это уже плохо. Они должны все сделать до прямого контакта с преступником. Но их физическая подготовка должна быть на высочайшем уровне, потому что неизвестно, насколько хорошо будет подготовлен злоумышленник», — говорит инструктор по боевой служебной подготовке, имя и фамилию которого просили не называть в силу характера профессии.

Высочайший уровень нарабатывается за счет различных видов легкоатлетической подготовки, тяжелой атлетики и упомянутых выше видов борьбы. На практике эти навыки применяются при нейтрализации разбушевавшейся толпы, как правило, на футболе.

2 © Антон Тушин/Ridus.ru

Но против пистолета в рукопашную не пойдешь. Для этого существует огневая подготовка, которой уделяется не меньшее количество времени. Кроме тира, она проводится на полигонах Внутренних войск. Каждый боец сам выбирает наиболее удобное оружие: «Викинг» или пистолет Ярыгина, АК103 или АК104 и так далее, кому что и удобнее, и кто к чему больше привык.

Есть в распоряжении ОМОНа и стрелковое оружие, разработанное непосредственно для проведения спецопераций. Например, малогабаритный автомат 9А-91 с глушителем. Его можно применять и в городе, и в лесах, и в горах — везде, где есть необходимость работать тихо. Снайперы используют бесшумные винтовки ВСС «Винторез», позволяющие с четырехсот метров с уверенностью поразить цель размером с объектив фотоаппарата. В случае необходимости эта винтовка может работать и в автоматическом режиме. Для подавления противника огнем применяется 7,62-мм пулемет «Печенег», в котором решена главная проблема всех пулеметов — перегрев ствола. При стрельбе он сам себя охлаждает, и поставляется в комплекте с одним стволом, а не двумя, как другие пулеметы. «Печенег» используют преимущественно в лесополосе и в горах, поскольку в городе применение столь мощного оружия оправдано только в исключительных случаях.

3 © Антон Тушин/Ridus.ru

С недавних пор для силового проникновения в помещения ОМОН применяет специальные инструменты: стенобитные орудия, топоры, молоты, специальные грабли для удаления пластиковых стеклопакетов, бензорезы, гидравлические резаки и многое другое.

Из спецсредств в распоряжении московского ОМОНа есть водометы, бронированные внедорожники «Тигр» и БТРы. Благо, по прямому назначению они пока ни разу в столице не применялись.

Помимо командировок бойцы получают опыт в регулярном общении с сотрудниками аналогичных зарубежных подразделений.

«У спецподразделений специфика одинакова, так что существенных различий в плане подготовки нет. Есть незначительные нюансы. В Шри-Ланке, например, борются с Тамильскими тиграми (террористическая группировка Тигры освобождения Тамил Илама, действующая на территории Шри-Ланки с 1976 года, — прим. ред.), они работают в горах, строго пятерками. У нас такого нет: мы можем работать группой в десять-тринадцать человек, но и пятерками можем», — говорит командир ОМОНа.

Тактика подобных полицейских спецподразделений, подобно воинскому уставу, выстрадана кровью, поэтому все они приходят к примерно одному и тому же алгоритму действий с поправкой на специфику региона.

4 © Антон Тушин/Ridus.ru

Что же касается насущных вопросов, то сейчас московский ОМОН готовится принимать Чемпионат мира по футболу 2018 года. Опыт обеспечения безопасности у бойцов есть, взять хотя бы, финал Лиги Чемпионов. Дело в отработки действий на конкретных объектах: сейчас это стадион «Спартак», на очереди арены «Динамо» и ЦСКА.

Также требуются две новых казармы для иногородних сотрудников. Речь идет о многоквартирных домах, начало строительства первого из которых намечено на сентябрь следующего года. Сейчас идет строительство физкультурно-оздоровительного центра и отдельного здания для кинологической службы. В проекте собственная огненно-штурмовая полоса — она позволит не зависеть от полигонов подразделений Внутренних войск МВД.

5 © Антон Тушин/Ridus.ru 6 © Антон Тушин/Ridus.ru 7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 © Антон Тушин/Ridus.ru 9 © Антон Тушин/Ridus.ru 10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru 12 © Антон Тушин/Ridus.ru 13 © Антон Тушин/Ridus.ru 14 © Антон Тушин/Ridus.ru 15 © Антон Тушин/Ridus.ru 16 © Антон Тушин/Ridus.ru 17 © Антон Тушин/Ridus.ru 18 © Антон Тушин/Ridus.ru 19 © Антон Тушин/Ridus.ru 20 © Антон Тушин/Ridus.ru 21 © Антон Тушин/Ridus.ru 22 © Антон Тушин/Ridus.ru 23 © Антон Тушин/Ridus.ru 24 © Антон Тушин/Ridus.ru 25 © Антон Тушин/Ridus.ru 26 © Антон Тушин/Ridus.ru