Сотрудники службы судебных приставов (ФССП) смогут привлекать бойцов Нацгвардии к процедуре принудительного выселения должников, вселения на их место взыскателей, а также административному приостановлению деятельности предприятий.
Такие поправки в закон об исполнительном производстве внесло в четверг МВД.
Сейчас судебные приставы и сами могут выселять и вселять людей, а также приостанавливать работу индивидуальных предпринимателей и компаний. Если должники не слушают приставов, те могут звать на помощь сотрудников полиции. Проект МВД предполагает, что наряду с полицией приставы смогут привлекать и военных из Нацгвардии.
Откройте — Нацгвардия!
Инициатива МВД весьма загадочная, потому что у нее могут быть две прямо противоположные мотивации, говорит завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко.
«Либо МВД, из подчинения которого изъято несколько структур в пользу Нацгвардии, хочет таким образом найти новообразованному ведомству какое-то постоянное занятие, чтобы оправдать его создание. Либо наоборот, МВД не хочет заниматься всякой мелкой ерундой, какой вынуждена заниматься ФССП, и с радостью спихивает ее на Нацгвардию», — сказал он «Ридусу».
Само по себе недавнее создание Нацгвардии вызывает у профессионалов в сфере правоохранительной работы споры именно потому, что ей не придано никаких функций, которые были бесхозными до ее создания.
Если даже государству понадобилось решать какие-то новые задачи, которых ранее не возникало (что само по себе спорно — ничто не ново под луной) — то можно было бы эти функции придать любой из существующих силовых структур, на которые в России недостатка нет: ОМОН, СОБР, ВВ и т. д.
«Накладывать на одну и ту же структуру столь разные задачи, как подавление массовых протестов населения и хождение по квартирам в качестве силовой поддержки девочек из ФССП, — это смотрится странно, потому что несоразмерно. В последнем случае бывает достаточно участкового, у него ведь тоже пистолет есть», — говорит Головко.
В инициативе МВД просматривается сразу два риска. Первый — что разные структуры начнут друг с другом конкурировать и для этого подкладывать кнопки на стулья друг другу. Второй риск — что возникнет ситуация «семи нянек», когда одна рука не будет знать, что делает вторая, предупреждает эксперт.
Уравновесьте ваши полномочия
По сути, функции, которые МВД предлагает вменить Нацгвардии, это функции ОМОНа, и то, что силовая составляющая будет разделена между двумя ведомствами, надо, скорее, приветствовать, считает президент правозащитного центра «Сова» Александр Верховский.
«Если приставам понадобится войти в мою квартиру, они сделают это и без „огневой поддержки“, я человек законопослушный. А вот если в квартире заперлись люди неадекватные, и притом, может быть, вооруженные, то без профессионалов-силовиков приставам никак не обойтись», — сказал он «Ридусу».
То, что еще одно силовое ведомство будет «топтать одну полянку» с другим, для гражданского общества, скорее, хорошее развитие, чем наоборот, убежден правозащитник.
«Монополизм всегда плох, а когда монополизируется деятельность, подразумевающая ношение и применение оружия, это вдвойне опасно. Работая в одном поле деятельности, силовые структуры таким образом уравновешивают амбиции друг друга и в каком-то смысле друг за другом присматривают», — говорит он.
В самой Нацгвардии не поддерживают инициативу о привлечении своих бойцов к принудительному выселению должников. Там уже заявили, что это предложение не соответствует задачам войск, определенным законом «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» и соответствующим указом президента от 5 апреля 2016 года.