Правительство собирается потратить на национальные проекты 25,7 трлн рублей. Помогут ли эти деньги обеспечить экономический рывок, обещанный властями? Ответить на вопрос попытались аналитики Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка в обзоре «Национальные проекты. Эффект на экономический рост». Выводы оказались не слишком утешительными.
По расчетам банка, прямой эффект от вложений в нацпроекты может составить всего 0,2% ВВП ежегодно, а косвенный — до 0,1% ВВП. В результате потенциал экономического роста ускорится с нынешних 0,7 до 1,6% к 2024 году. Это ниже потенциального роста стран G7 (+2%) и составляет только половину от целевого ориентира правительства — 3% ежегодной прибавки ВВП к 2024 году.
Основной вклад в динамику роста нацпроекты внесут в 2020—2021 годах. В этом году их реализация даст экономике дополнительно 3,4 трлн рублей (3,2% ВВП), но существенного ускорения это не принесет. Во-первых, выполнение нацпроектов заметно отстает от плана (пока что они исполнены всего на 6%). Во-вторых, сейчас деньги вкладываются преимущественно в инфраструктуру, эффект от таких инвестиций проявляется с некоторым запозданием.
В следующем году расходы увеличатся еще на 0,9 трлн рублей (0,8%) — по отношению к 2018 году экономика получит дополнительно 4,2 трлн рублей. Но в последующие годы финансирование будет держаться в среднем на уровне 4,5 трлн рублей в год, не оказывая дополнительной поддержки росту.
И снова про налоги
Влияние национальных проектов на экономический рост окажется минимальным, если новые расходы будут профинансированы за счет повышения налоговой нагрузки или сокращения прочих расходов, предупреждают аналитики Альфа-Банка. С ними согласны и эксперты, опрошенные «Ридусом».
Активный рост ВВП будет затруднен в случае постоянного дополнительного налогового обременения как создающихся новых бизнесов, так и действующих, в том числе и сырьевых компаний, — говорит главный стратег «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров.По его словам, в таких условиях легко дестимулировать как инвестиционную активность, так и спрос. По крайней мере, если не будет эффективного механизма перераспределения средств или не останется ни одного сектора, благоприятного с точки зрения фискальной нагрузки, куда могла бы устремиться наиболее мобильная предпринимательская инициатива.
Оценка от Альфа-Банка может быть воспринята как умеренно пессимистичный сценарий, отмечает эксперт. Но, к сожалению, в практике госрасходов разных стран именно по нему часто и реализуются крупные проекты.
Многое зависит от вовлечения в проекты мелкого и среднего бизнеса, создания инфраструктуры и условий для его быстрого развития благодаря государственным инвестициям. Кроме того, для оценки потенциального эффекта нужно учитывать, что, помимо прочего, национальные проекты могут помогать существенно сглаживать колебания динамики ВВП, — рассуждает Александров.Так или иначе, в нынешних условиях ценность национального проекта в существенной степени определяется тем, позволяет ли он создать на территории страны конкурентоспособное производство полного цикла, напрямую или за счет необходимой инфраструктуры, полагает он. Если да, то эффект будет благоприятный и приводящий к росту устойчивости экономики и снижению зависимости от внешних рисков, например санкционных или связанных с резкими изменениями потоков капитала.
Государство росту не товарищ
Альфа-Банк никогда не отличался неоправданным оптимизмом, и его аналитики скорее дают заниженные цифры, чем завышенные. Но если они и заблуждаются, то не сильно, считает аналитик «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Он уверен, что государственными капиталовложениями экономику вообще разогнать нельзя. Это можно сделать только методами монетарного стимулирования и снижения фискальной нагрузки.
Грубо говоря, если вы хотите экономического роста — снижайте налоги. А у нас почему-то их повышают, непонятно зачем, при том что казна ломится от денег. И второе — снижайте процентную ставку, примерно вдвое. Если она будет в районе 4%, у нас запустится экономический рост. У нас очень большой потенциал монетарного стимулирования, — отмечает аналитик.Нужно сделать так, чтобы денег в экономике было больше, но не за счет государственных расходов, поясняет он. Правительство дает только то, что забирает. То есть не добавляет экономике денег, а просто их перераспределяет: и кто-то получит больше, а у кого-то в то же время станет меньше. И экономического роста при таком раскладе по определению быть не может.
Это банальная истина. Экономического роста не может быть без роста денежной массы, это фундаментально невозможно. Если вы хотите разогнать экономический рост, вы должны стимулировать кредитную эмиссию. Я не вижу, с какой стати денег в экономике станет больше оттого, что правительство их куда-то вложит, — говорит эксперт.Мультипликативный эффект тоже не очевиден: когда у населения пятый год подряд падают реальные располагаемые доходы, на спрос рассчитывать не приходится. Чтобы его стимулировать, опять же, нужно больше денег.
Ставка на частный бизнес
Вклад нацпроектов в экономику действительно кажется пока довольно сомнительным, соглашается с коллегой начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. Дело в том, что львиная доля всех вложений по таким проектам приходится либо на бюджет (на налоговые поступления), либо на госкомпании (которые в большинстве своем также живут за счет господдержки), поясняет он.
Без частных инвестиций и активности в частном секторе о каком-либо существенном приросте темпов увеличения экономики говорить не приходится, полагает он. И 25 трлн рублей госрасходов, которые запланированы по этим проектам, не смогут серьезно ее разогнать.
Вместе с тем эксперт более оптимистично оценивает перспективы российской экономики. Макроэкономическая ситуация в России в целом стабильная, курс рубля свободно торгуется и никаких всплесков волатильности не показывает, инфляция снижается, напоминает он. И потенциал экономического роста, по мнению аналитика, сейчас ограничен 2% в год (не 0,7% — в этом случае можно было бы говорить о структурной стагнации экономики). Впрочем, этого все равно мало для развивающейся страны.
По моим оценкам, нацпроекты могут прибавить к росту ВВП дополнительно 0,5—1% в год и увеличить потенциал роста до 2,5—3%. И этого будет недостаточно, чтобы развиваться хотя бы вместе с остальным миром, — признаёт Авакян.Для реального ускорения роста ВВП необходимы другие меры, добавляет он. Во-первых, и это самое главное, необходимо развивать частный сектор, особенно это касается малого и среднего бизнеса. Сейчас доля этого сегмента в экономике не достигает и 20% против 60—65% в развитых странах. Даже в странах с формирующимся рынком (Турция, Китай, Мексика и др.) он составляет в среднем около 40% ВВП.
Во-вторых, необходимо поддерживать инвестиционную активность, но, опять же, речь идет именно о частных инвестициях. Как показывает практика, частный сектор в 2,5—3 раза эффективнее государства вкладывает капиталы, и поэтому опора на частные вложения поможет значительно увеличить долю инвестиций в ВВП и повысить потенциал роста (сейчас этот показатель едва превышает 20% против 42% у Китая).
В-третьих, необходимо улучшать институциональную среду для ведения бизнеса, повышать комфортность для предпринимателей, снижать административное давление, как можно больше сократить политические риски, значительно усилить институт права собственности.
Также крайне важно связать политику ЦБ не только с таргетированием инфляции, но и с обеспечением экономического роста, и вести эту политику необходимо во взаимосвязи с работой исполнительной власти.
В последние семь лет Банк России вообще в принципе абстрагировался от экономического роста и фокусируется исключительно на таргетировании инфляции, из-за чего у нас деньги в экономике крайне дорогие, отсюда и низкая инвестиционная активность, — сетует эксперт.И конечно, он согласен с необходимостью создавать комфортный налоговый режим для бизнеса, особенно в несырьевых секторах, и делать правильную и предсказуемую политику в этой сфере. Также необходимо повышать доверие предпринимателей, не допускать излишнего регуляторного давления со стороны таможни, налоговой службы, Роскомнадзора, Роспотребнадзора и прочих контролирующих органов.
В случае реализации этих мер экономика действительно будет расти темпами выше среднемировых — 4,5—5,5% в год, прогнозирует аналитик.