История и корни конфликта таятся ещё в начале ХХ века. Тогда, как и 70 лет спустя, разваливалась Российская империя, а местные народы делили территорию. Ни для кого не секрет, что если у вас в квартале 50% мусульмане, а 50% христиане - то ужиться будет сложно. А ещё представьте себе, что под ногами у вас закопано золото. Христианское армянское население, преобладающее на территории Нагорного Карабаха, никак не могло ужиться с мусульманской азербайджанской частью.
В разные годы территория Нагорного Карабаха переходила из-под контроля армян к азербайджанцам и обратно. Большую роль в этом сыграла Москва, будучи в советский период на стороне Баку (видимо из-за нефти?).
Вдобавок ко всему на территории Нагорного Карабаха были найдены залежи золота. Развал метрополии в лице Советского Союза, межэтническое противостояние и золото стали главными причинами острой фазы войны 1992-1994гг. Во время разгара боевых действий, после попытки Турции вмешаться в конфликт на стороне Азербайджана, главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ маршал Шапошников заявил, что участие третьей стороны в конфликте может привести к Третьей мировой войне (помнится, такие же заявления Медведева были во время войны с Грузией в 2008). Разрастания конфликта благодаря России (поддержавшей дипломатическими и гуманитарными ресурсами армян) удалось избежать.
После развала Союза большая часть советской военной техники досталась Азербайджану: "В мае 1992 г. началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану. Согласно директиве МО России от 22 июня 1992 года № 314(3)022 всего Азербайджану было передано:
237 танков,
325 боевых бронированных машин,
204 БМП и БТР,
170 артустановок, включая установки «Град».
В свою очередь Армения к 1 июня 1992 получила:
54 танка,
40 БМП и БТР, а также 50 орудий."
Порядка 10 000 человек служат в армии Нагорного Карабаха, в то время как численность азербайджанской армии составляет около 70 000 при десятикратном превышении военного бюджета. Выводы делайте сами.
Теперь кратко о самой линии фронта. Как я уже писал в первом материале в Нагорном Карабахе я был в статусе журналиста. Благодаря МИД НКР удалось побывать на первой линии обороны. Всего, по утверждению местных военных, линий обороны семь. Я с группой сопровождавших военных из Генерального штаба республики оказался на самой передней. Дальше - минное поле и позиции азербайджанцев.
Стоит выразить отдельную благодарность карабахским военным, которые соглашаются пускать на передний край журналистов. Однако, группа сопровождения не давала сделать ни шагу в сторону под соусом заботы о безопасности. И всё-таки я вылез из трёхметрового окопа посмотреть. Азербайджанец с биноклем в блиндаже, в упор смотрящий на меня, сотни метров колючей проволоки и таблички на поле, предупреждающие о минной опасности, заставили поверить, что всё по-серьёзному. Мне не было страшно. Ведь моя гражданская одежда скорее всего предупреждала военных по ту сторону, что я не зазевавшийся новобранец. Как известно, азербайджанская сторона не допускает на свою линию обороны наблюдателей международных организаций, в т.ч. ОБСЕ (что странно). Карабахцы, наоборот, принимают всех. Дело в том, что война продолжается. Позиционная. Время от времени снайперы с со стороны Азербайджана (поговаривают, что молодые украинки) "снимают" солдатиков-зевак. В результате в ответной перестрелке погибает несколько человек. И, конечно, азербайджанская сторона не хочет, чтобы наблюдатели увидели подготовку к сиюминутной эскалации конфликта.
От мирной столицы НКР Степанакерта до войны - час езды на машине. И это очень необычно. И войной, в том значении, в каком это всем понятно, то, что я увидел нельзя назвать. Солнце в зените, жара и духота, сотни насекомых и даже змеи, отсутствие канонады снарядов и звуков пролетающей авиации - всё это угнетает. В бытовом плане солдатам на линии фронта нелегко.
Первая линия - это бескрайняя ровная местность, пересеченная противотанковыми рвами с укреплёнными пунктами. Укреп.пункт представляет собой несколько блиндажных построек, в которых находятся маленькая казарма и хоз.блок, доты, линия связи, пункт дальнего наблюдения и до 10 человек личного состава. На укреп.пункте, который я увидел, есть даже свой маленький "красный угол".
Умывальник и керосиновая лампа. Всё очень просто, но вполне достаточно для службы на войне.
При этом солдаты не голодают. Гранатовый сок, печеньки/конфеты, консервы (чуть позже я вернулся на позиции нелегально и пообщался с солдатами за вкуснейшей яичницой с тушенкой).
Зарплата младших офицеров в карабахской армии равна 700$. Срочники призываются на два года (и охотно идут в армию, служба в которой является национальной гордостью), но немногие продолжают службу по контракту - никто не хочет вернуться домой в цинковом гробу.
Тем временем, постовой с боевым калашом нёс службу, пока мы разглядывали позиции. Стоит заметить, что с обеих сторон работают диверсионные группы. И сомкнуть глаза на посту может выйти себе дороже.
С водой, как не трудно догадаться, существуют проблемы. Поэтому военные стараются пользоваться родниками и, например, вот такой чашей.
Фортификационные сооружения по периметру сопровождаются проволокой с банками и жестяными бочками - простейшей системой оповещения о нарушении границ безопасности.
У многих укреп.пунктов есть свои талисманы. Вот и тут такая замечательная собака. Конечно, это ещё и дополнительная "звуковая сигнализация".
А это, видимо, тот самый диверсант.
Военные тягачи постоянно перевозят танки между линиями обороны и ремонтными базами. Поэтому встретить такую картинку на дороге вовсе не редкость.
Вот так, например, выглядит одна из частей ПВО, сбивших во время активной фазы войны ни один азербайджанский истребитель.
По словам военных, за время относительного затишься в горах, занимающих значительную часть территории Нагорного Карабаха прорыто много подземных бункеров, транспортных тоннелей, пунктов управления и размещения войск, поэтому реванш азербайджанцам не светит. Мне же пришлось довольствоваться лишь окопами и стрелковыми видами вооружений.
Зато эхо войны нас не обошло. На одном из полигонов недалеко от границы удалось не совсем легально отыскать остатки разгромленной азербайджанской военной техники, павшей в боях за г.Агдам. Комментарии излишни.
Ежемесячно Азербайджан делает заявления о намерении отвоевать потерянные территории, в то время как карабахцы ежедневно продолжают укреплять собственные границы и готовить новое поколение воинов. Решение этого конфликта находится вне плоскости политики. Одна из сторон живёт имперскими завоевательскими амбициями, в то время, как другая строит новую жизнь. Возможно, ещё одна попытка "захватить" навсегда установит мир на этой земле. Но лучше бы без войны - Карабах слишком дружелюбная и красивая территория для этого.
Подписывайтесь на меня в Твиттере