Цифровая библиотека Билла Клинтона обнародовала стенограмму его разговора с президентом России Владимиром Путиным о гибели атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море. Беседа состоялась в сентябре 2000 года, спустя почти месяц после трагедии.
«Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки», — признался Путин Клинтону.
«Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески — плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху», — добавил российский лидер.
В ответ Билл Клинтон выразил президенту России сочувствие, сославшись на свой опыт во время теракта в Оклахома-Сити в 1995 году.
«Сожалею обо всем, через что вам пришлось пройти из-за гибели „Курска“. Когда происходит что-то такое, люди по всему миру представляют себя на месте жертв и их близких, но я представлял себя и на вашем месте. Вам, наверное, пришлось столкнуться с большим потоком критики. Это всегда случается», — цитирует слова Клинтона издание «Медуза», которое выполнило и разместило в Сети перевод стенограммы переговоров.
Напомним, 12 августа 2000 года под водой погиб экипаж атомной подлодки и прикомандированный представитель завода «Дагдизель» — всего 118 человек. По версии Генпрокуратуры РФ, «Курск» затонул из-за взрыва торпеды, вызванного утечкой компонентов топлива. В августе 2020 года, к 20-летию катастрофы «Курска», капитан первого ранга ВМФ России Игорь Курдин восстановил хронологию гибели подводного крейсера.
В Сети опубликована записка командира турбинной группы 7-го отсека «Курска» Дмитрия Колесникова, которая была обнаружена в ходе работ по подъему тел с затонувшей подлодки в середине октября 2000 года. Она состояла из двух листов бумаги формата А4. На одном листе была информация о 23 подводниках, которые находились вместе с ним в 9-м отсеке. Другая часть записки имела личный характер и была адресована жене, Колесниковой Ольге. Существование этой записки исключает версию о том, что весь личный состав погиб сразу же после взрыва в торпедном отсеке.
Также существуют данные о второй найденной на подлодке «Курск» записке, автором которой может быть командир трюмной группы капитан-лейтенант Рашид Аряпов. Вторая записка не публиковалась. Предположительно, в ней автор попытался описать все то, что происходило после развития ЧП на подлодке.