Экология Экономика

Налог против здравого смысла: почему буксует «мусорная реформа»

2 6018

«Мусорная реформа», запущенная в России с 1 января текущего года, проходит явно не так, как планировалось.

Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами должна была значительно сократить число свалок по стране, а рынок сбора и переработки ТКО сделать прозрачным и цивилизованным. В реальности же в ряде регионов страны так и не внедрен раздельный сбор, нормы накопления отходов и размеры платежей вызывают недовольство жителей и социальную напряженность — вплоть до массовых протестных акций.

По словам завкафедрой устойчивого развития Московского университета имени С. Ю. Витте Александра Долгушина, рост тарифов не трудно было прогнозировать еще несколько лет назад: «Социальная напряженность растет, люди выходят на улицы: их возмущает даже не то, что они переплачивают за вывоз мусора, а то, что тариф увеличивается необоснованно. При этом у них около домов строят полигоны, мусоросжигательные заводы — и за все это людям приходится платить».

© pixabay.com

Эксперт убежден в том, что проблемы «мусорной реформы» должны решаться системно, и один из основных пунктов этой системы — это экономическое стимулирование сборщиков и переработчиков вторичного сырья. По словам Долгушина, рост платы за услугу обращения с ТКО возможно предотвратить, отменив НДС для сборщиков и заготовителей вторичного сырья, а также для объектов его обработки и утилизации.

Необходимо вернуться к системе, которая действовала ранее. Нельзя брать налоги с тех, кто спасает нас, кто предотвращает экологический ущерб. По этой же логике с пожарных нужно брать налоги за то, что они тушат пожары, — отметил эксперт во время общественного обсуждения хода реформы мусорной отрасли в РФ в ЦИК «Единой России».

Система, о которой вспоминает Долгушин, действовала в России с октября 2016 года: благодаря инициативе депутата Госдумы Александра Фокина реализация макулатуры была освобождена от НДС, однако это была лишь временная мера — налог вернулся в отрасль одновременно со стартом «мусорной реформы».

Почему правительство не захотело продлить эксперимент по освобождению продажи макулатуры от НДС — решительно не понятно: система Фокина существенно повысила прозрачность отрасли и снизила расходы государства на налоговое администрирование, в бюджет поступило дополнительно около 9 млрд рублей из-за повышения собираемости налога. Проведенный Лигой переработчиков макулатуры анализ показал, что налог был уплачен со всего объема макулатуры, поступившего в переработку, то есть только в первый год действия НДС Фокина собираемость налога достигла максимально возможных значений.

К сожалению, после двух лет успешного эксперимента Минфин, не проведя анализ результатов действия НДС Фокина и не дав оценку действовавшей системе, принял решение вернуть налог в отрасль, да еще и в неудобном для всех участников отрасли виде: взимание НДС происходит по новой агентской системе, принцип действия которой «Ридус» объяснял ранее.

По словам Фокина, доказавшую свою эффективность систему необходимо вернуть не только в отрасль переработки макулатуры, но и применить к остальным вторичным ресурсам — пластику, металлу и стеклу: это послужит импульсом для переработчиков и в конечном итоге облегчит продвижение «мусорной реформы». Пока же необходимые меры не приняты, во вторичный оборот попадает лишь 6% ТКО, а ведь этот показатель должен увеличиться до 60% в ближайшие пять лет.

Необходимость возврата к действовавшей ранее системе налогообложения, инициированной депутатом Фокиным, подтверждают исследования экспертов. Ранее «Ридус» приводил мнение экспертов МГУ, которые констатировали отсутствие достаточного обоснования введения новой системы налогообложения, а также предупреждали о «серьезных негативных последствиях в финансовой, экономической, социальной, политической и экологической сферах».

С этими выводами солидарны и эксперты РАНХиГС. В заключении, поступившем в редакцию «Ридуса», исследователи приходят к выводу, что агентская система начисления НДС повлечет за собой ряд негативных экономических последствий:

  • Пересмотр целей и задач государственных (муниципальных) программ (их структурных элементов) или иных целей социально-экономической политики публично-правового образования (в отношении непрограммных налоговых расходов).
  • Увеличение налоговой нагрузки у субъектов финансово-хозяйственной деятельности отрасли по переработке макулатуры, увеличение расходов на постановку и ведение налогового и бухгалтерского учета НДС, а также расходов на приобретение информационных ресурсов и их обслуживание; рост риска возникновения ошибок в учете и отчетности у заготовителей макулатуры и, как следствие, увеличение числа претензий к ним со стороны налоговых органов. В первую очередь налоговые риски возникнут у предприятий — переработчиков макулатуры — просто потому, что по принципу «ищем не где потеряли, а под фонарем» их проще найти и привлечь к ответственности, даже за их недобросовестных поставщиков.
  • Увеличение издержек на администрирование НДС налоговыми органами: если НДС Фокина платили 83 перерабатывающих предприятия, то сейчас обязанности налоговых агентов по НДС получают десятки тысяч заготовителей.
  • Возможное сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему страны от успешно работающих предприятий системы переработки макулатуры, которые, по данным ФНС России за 2017 год, уплатили более 22 млрд рублей налогов, в том числе 9 млрд рублей НДС. Поступления НДС от предприятий отрасли переработки макулатуры по сравнению с 2016 годом выросли, таким образом, на 5,22 млрд рублей, или в 2,4 раза.
  • Возвращение в сегмент заготовки макулатуры НДС повысит привлекательность экспортных отгрузок — благодаря праву на возмещение НДС при экспорте. При нынешних объемах экспорта и ценах макулатуры объемы возмещения могут достичь 700—800 млн рублей в год.

    © pixabay.com

  • Того же мнения придерживаются эксперты Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики. Инициатива отмены НДС на реализацию макулатуры нашла поддержку у Общероссийского народного фронта и «Деловой России».

    Однако наибольшая опасность возвращения НДС в оборот макулатуры заключается в сокращении числа мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в сегменте заготовки макулатуры. В результате следует ожидать уменьшения объемов заготовки, которое, в свою очередь, повлечет за собой целую цепь негативных последствий.

    На переработку поступит меньше макулатуры, то есть меньше будет выпущено продукции ее переработки — а это весьма широкая номенклатура продукции. Усилится конкуренция за меньшие объемы макулатуры, поступающие на рынок, что приведет к ее удорожанию — и, как следствие, к понижению показателей доходности у переработчиков. Привлекательность отрасли переработки макулатуры с точки зрения инвесторов существенно понизится: на новые проекты можно будет не рассчитывать, более того, возможной становится приостановка уже запущенных проектов. А под них уже заложена инфраструктура — дороги, энергетика, коммунальные сети. Если НДС Фокина запустил целую цепочку развития отрасли — агентский НДС запускает цепочку деградации.

    Сокращение внутреннего производства создаст дефицит предложения на внутреннем рынке и вынудит потребителей обратиться к внешним источникам поставок, то есть к импорту.

    С другой стороны — сокращение сбора макулатуры будет означать, что все большие объемы бумажных отходов будут отправляться на свалки. Сейчас, по оценкам Лиги переработчиков макулатуры, на полигоны отправляется до 4 млн тонн бумажных отходов в год. Кроме того, что в денежном выражении при нынешних ценах на макулатуру это составляет более 40 млрд рублей, затраты на размещение и последующую рекультивацию полигона твердых отходов такого объема превышают 4,5 млрд рублей.

    Не решив базовые проблемы переработчиков ТКО, запустить «мусорную реформу» на должном уровне попросту не получится. Это подтверждают данные регионального координатора проекта «Единой России» «Чистая страна» в Подмосковье, эксперта Общероссийского народного фронта Александра Когана. По его словам, раздельный сбор отходов до сих пор не внедрен почти в сорока регионах России.

    В 39 субъектах вообще не учтен раздельный сбор отходов ни в соглашениях, ни в контрактах, ни в территориальной схеме обращения с отходами. Мы нигде не нашли хотя бы одно упоминание о раздельном сборе отходов. Коллегам нужно порекомендовать обязательно это отразить и принять программу раздельного сбора отходов, — констатировал Коган во время общественного обсуждения хода «мусорной реформы».