Оброзреватель издания Balkanrus.com специально для «Ридуса» поделился собственными воспоминаниями о трагических событиях 22-летней давности, участником которых он стал невольно в своем тогда еще юном возрасте.
Напомним, 24 марта 1999 года США начали планомерно бомбить Сербию.
Как это бывает каждый год в марте, в Нови-Сад пришла весна. Теплая погода позволяла нам, как и всем любителям баскетбола, проводить время на баскетбольной площадке, играть, подражая нашим знаменитым баскетболистам. Мы тогда учились в начальной школе.
Самым культовым баскетбольным местом в Нови-Саде — таким местным баскетбольным храмом — был и остается стадион «Эджшег» на улице Антона Чехова, 4, в районе Грбавица. Там самая знаменитая новисадская баскетболистка Мария Вегер в одной игре набрала 100 очков, установив тем самым рекорд в женском баскетболе.
В тот день наши занятия в школе были сокращены. До этого наши родители и соседи говорили, что американцы будут нас бомбить. Мы продолжали играть в баскетбол. Последним занятием этого дня была химия. Учительница вошла в класс, села и сказала: «Дети, я не знаю, зачем я вас здесь держу. Идите домой и берегите себя!»
Мы снова ничего не поняли. Мы поспешили домой, перекусили и собрались на баскетбольной площадке.
Уже наступила тяжелая ночь, и мы продолжали играть в темноте. Свет от уличных фонарей и из окон моего дома немного рассеивал тьму. Мяч был у меня в руках. Я собирался забросить трехочковый. Мяч еще не достиг корзины, когда внезапно раздался грохот. Все убежали. Я с мячом в руках зашел в дом к другу. Я не понимал, что происходит. Люди сбегали по лестнице в подвал, и какая-то женщина тревожно прокричала мне с боснийским акцентом: «Беги, дитя, они бомбят!»
Затем раздался еще один взрыв, и я понял, что произошло. Я побежал к своему дому. Везде царила паника. Лифт был постоянно занят, не успевая перевозить пассажиров. Первыми в подвал поспешили пенсионеры. Я по лестнице поднялся на девятый этаж, зашел в квартиру и увидел, что мама, бабушка и дедушка живы и здоровы, а брата нет. Но через несколько минут вернулся и он.
Мы открыли окна, чтобы при взрывах не разбилось стекло, взяли одеяла, заперли квартиру и потихоньку спустились в подвал.
Как я уже сказал, пенсионеры первыми заняли места в подвале, потому что больше остальных боялись за свою жизнь, которая определенно близилась к концу. Младшие дети не понимали, что происходит, а женщины проклинали и ругали Клинтона, потому что им не дали досмотреть последний эпизод их любимого сериала.
После сигнала о прекращении воздушной тревоги мы вышли из подвала и поехали к бабушке и дедушке, потому что напротив нашего дома была казарма, которую могли разбомбить.
Мы приехали в дом бабушки и деда, распаковали вещи. Никто из нас не мог уснуть, потому что мы не знали, что происходит с моим отцом. Он был в самом пекле боев в Косово и Метохии, недалеко от границы с Албанией. Только на следующий день мы связались с ним.
Бомбардировки продолжались каждый день. В той части города, где была одноэтажная застройка, люди вели себя так, как будто ничего не происходило. Мы слышали, как бомбы падали на казармы, мосты и нефтеперерабатывающий завод, но при этом играли в футбол на улице, пока наши родители работали по дому и смотрели телевизор, чтобы знать, что происходит в стране.
Пришел День Святого Георгия, 6 мая. Погода была очень теплой. Мы играли в футбол на школьной площадке. Сработала тревожная сирена. Мы с другом вернулись на нашу улицу, чтобы сообщить родителям, что мы находимся во дворе школы. Мы услышали громкий гул самолета и звук преодоления звукового барьера. Нас охватил страх, и мы побежали домой. Моя мама, чтобы успокоить меня, дала мне воды и сахара. Я вышел во двор, снова услышал гудящий звук и посмотрел на небо. Две ракеты пролетели над районом и упали в нескольких километрах от нас. Я мог прочитать номера на них, настолько они были близки. Они упали между зданиями в районе Детелинара, когда люди жарили шашлык и праздновали День Святого Георгия.
Все мосты через Дунай в Нови-Саде были разрушены. Пришлось перебираться на другой берег на пароме, а потом на автобусе до нашей дачи и сада. Армия и полиция следили за порядком.
Перед окончанием бомбардировки папа вернулся из Косово и Метохии и выполнял свои обычные обязанности полицейского. Именно тогда вступил в силу закон о всеобщей мобилизации, согласно которому все мужчины в возрасте от 14 до 66 лет должны быть поставлены на воинский учет. В тот год мне исполнялось 14, и мне пришлось сделать личные документы, чтобы меня зачислили в армию в случае наземного наступления НАТО. Я ждал, когда мне дадут форму и оружие. Думал, что получу удостоверение личности, когда достигну совершеннолетия. В этой ситуации нам пришлось быстрее повзрослеть.
У меня не было ни формы, ни оружия. Война закончилась военной победой Сербии и политической победой альянса НАТО. 78 дней прошли в ожидании худшего. Все началось 24 марта и закончилось 10 июня 1999 года, и мы до сих пор ощущаем последствия.
Информационная справка о новостном сайте BalkanRus.com
Молодежный портал BalkanRus.com осуществляет освещение актуальных проблем в России и странах Балкан. На сайте ежедневно выходят новости на русском и сербских языках. В этом году издание также активно публикует материалы военно-патриотической тематики. Задачей проекта является донесение до молодежи балканских стран объективной информации о реальных событиях исторического периода и итогах Великой Отечественной войны.