Город Общество

Народ против «урбанины»: транспортная политика вызвала протест москвичей

4 11415

Смертельное ДТП с каршеринговым Hyndai Solaris, унесшее жизнь 12-летней девочки и 40-летнего мужчины, заставило москвичей с утроенным рвением обсуждать в социальных медиа транспортную политику столичных властей.

«Ридус» выяснил, в чем москвичи обвиняют главу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова этой осенью: в основном претензии горожан сводятся к необоснованному размещению дорожных знаков и разметки, драконовским методам эвакуации автомобилей и расширению зоны платной парковки.

Фатальный урбанистический улучшайзинг

Реализация программы благоустройства Москвы «Моя улица» вызывает у горожан противоречивые чувства: пока пешеходы благодарят столичного градоначальника Сергея Собянина за расширенные тротуары, автомобилисты негодуют. И дело даже не в сужении проезжей части: как выяснилось, столичные власти не позаботились об обновлении разметки и дорожных знаков на «оптимизированных» улицах.

Несколько красноречивых фотографий опубликовала в «Фейсбуке» директор по маркетингу ГК «МИЭЛЬ» Наталья Кац:

Дорогой #дептранс или как там это называется. Сделайте уже нормальную разметку и дорожные знаки на пересечении Якиманки и набережной? А то вы в порыве урбанистического улучшайзинга дорогу сузили, а знаки и разметку изменить забыли. Уже больше месяца как бы. Задрало.

Примечательно, что именно в неправильной разметке и расположении светофоров местные жители видят главную причину резонансного ДТП с участием «Делимобиля»:

На этом перекрестке часто бьются. Там не оптимально и не очень логично настроены светофоры. Как житель района знаю, — пишет пользователь Telegram.

Отношение московских властей к установке и демонтажу дорожных знаков неустанно фиксируют участники сообщества «Синие ведерки». По словам одного из пользователей «Фейсбука», легким движением руки парковка в одном из столичных дворов буквально за пару часов превратилась в парковку для инвалидов — без предупреждения местных автомобилистов:

У меня вчера был культурный шок! Подъезжаю к дому, а к знаку «парковка» прикручена табличка «для инвалидов». В 6 часов вечера знака не было, а в 10 уже был :(три парковочных места минус :(

В «Синих ведерках» подобные действия «специалистов по организации парковочного пространства» именуют исключительно беспределом — впрочем, это не самая главная проблема москвичей, связанная с платной парковкой.

Позитивный паркинг

Столичные власти еще в 2011 году официально объявили, что платная парковка на уличной сети дойдет до ТТК — а ее расширение «не планируется». В конце минувшего года расширение платной парковки вызвало общественный протест: на митинг в центре Москвы собралось порядка пяти тысяч автомобилистов, выступивших против транспортной политики столичного Дептранса.

В ходе митинга общественные деятели призвали мэра Москвы и его зама Максима Ликсутова прислушаться к мнению людей, которые выступили против расширения зоны платных парковок.

Спустя без малого год после митинга, на котором москвичи настаивали на отстранении Ликсутова от должности, ситуация лишь усугубилась, считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: «Сегодня платные парковки везде — всего лишь вопрос времени», — констатирует активист.

Вместе с тем электронные устройства московского паркинга все чаще дают сбой: накануне отказ электроснабжения на одной из плоскостных парковок Москвы облегчил кошельки десятков столичных автомобилистов.

«Будьте внимательными, пользуясь плоскостными парковками. Уже многие попадали на деньги, пользуясь ими, пришла и моя очередь подарить несколько лишних сотен нашему бессовестному Дептрансу», — пишет в «Фейсбуке» Алексей Синельников.

Итак, плоскостная парковка, это такая, которая закрыта шлагбаумами. В моем случае — на Трубной — час стоил 100 рублей. Вернувшись за машиной после полуторачасовой встречи, я обнаружил у выезда буйно гомонящую толпу владельцев машин. Первым у мертвого шлагбаума стоял Лотус, далее вразнобой весь цвет немецкого и английского автопрома. Паркоматы были мертвыми. Что-то там с кабелем. Покинуть парковку не представлялось возможным. Тоненький охранник, почти мальчишка, держался на безопасном расстоянии от серьезных мужчин и мямлил, что «я куда-то передал информацию, а они передали еще куда-то, я не знаю, когда починят кабель». Состоятельный народ бесился. И тут началось его братание с народом простым.

«Некие монтеры из стоявшей неподалеку ремонтной машины подогнали сначала плоскогубцы, потом ключи-шестигранники, — продолжает автор поста. — Через пару минут шлагбаум был демонтирован, и десяток авто урча вырвались на свободу.

Наверное, это было неправильно, но никто толком не мог сказать, сколько времени понадобится на ремонт, не было вокруг такого человека. Но! Это, как вы понимаете, не все. Хорошо исследовав милые привычки Максим Станиславовича (Ликсутова. — Прим. „Ридус“), я сообразил, что своего он не упустит ни при какой погоде и „терпилами“ все равно будут водители. Это было гениальным озарением, если честно.

Я позвонил на горячую линию ЦОДД и спросил, правильно ли я понимаю, что даже несмотря на то, что мы уехали, денежки наши продолжают капать в пользу дептранса? На том конце провода это подтвердили. Что делать? Отправьте номер талона парковки эсэмэской на 7757. Отправляю, в ответ приходит, что это ошибка, такая операция невозможна. Перезваниваю. Другая дежурная девушка горячей линии утверждает, что я могу только вернуться и только так оплатить парковку. А если я, говорю, уже под Воронежем? В общем, оплатить можно только с помощью въездного талона эту чертову плоскостную парковку».

Когда я примчался на Трубную, мне уже натикало на четыреста вместо двухсот. В одном из паркоматов продолжали ковыряться ремонтники. Второй уже привели в чувство. Я, не заезжая внутрь парковки, оплатил свой талон, засунул его в столбик. Он проглотил его. Но шлагбаум не открылся! Мне уже и не надо было, машина осталась снаружи, просто пишу в деталях, чтобы подчеркнуть уровень бардака на этих ваших плоскостных парковках. А теперь внимание, вопросы юристам. Если я готов оплатить парковку, но сломался шлагбаум и никто не может назвать время, сколько я проторчу еще тут, можно ли считать это незаконным удержанием моего автомобиля с целью приобретения финансовой выгоды?

«Почему за поломку оборудования я должен отвечать своим рублем? — вопрошает автомобилист. — Ведь пока паркомат и шлагбаум мертвы, с моего счета постоянно списываются деньги. Почему, если случается такая ситуация, она не трактуется в пользу потребителя? Ведь можно сделать так, чтобы в подобном случае блокировался шлагбаум на въезд и открывался на выезд. Но мне кажется, я знаю ответ, почему так сделать нельзя. Водитель в Москве — терпила по определению. А теперь представьте, сколько людей не сообразили, что надо вернуться и заплатить. Им всем сейчас капает платеж по 2400 в сутки. Они неизвестно когда узнают о том, что попали на деньги. И предупредить их у меня нет никакой возможности. А у ЦОДД — желания».

2400 рублей в день, это 72000 рублей в месяц или 864000 рублей в год. Уверен, что парковочную сессию никто принудительно закрывать не будет, подождут пару лет, а потом подадут в суд на полтора миллиона рублей. Такие случаи уже были и, уверен, еще будут. Будьте бдительны, и если среди вас есть те, кто вчера попал в эту неловкую ситуацию, предупредите их, что счетчик пошел, — комментирует ситуацию Петр Шкуматов.

Принудительная урбанизация пассажиров

В августе текущего года Департамент транспорта Москвы запретил частные маршрутки, не предложив горожанам взамен достойной альтернативы. В результате у москвичей появилась потрясающая возможность подольше находиться на свежем воздухе: время ожидания транспорта на остановках возросло с 5−6 минут до 30−40. Не сложно представить, какое количество пассажиров разом набивается в долгожданный автобус.

Неудивительно, что сотни москвичей ежедневно оставляют в соцсетях гневные послания подведомственной Дептрансу организации — ГУП «Мосгортранс». Джемма Шушпанова поведала в «Фейсбуке» свою историю жизни в условиях повышенной «урбанины».

«Дорога к нам всего одна. Добраться до дома пешком — мужским шагом — полчаса. А учитывая, что в районе проживает много стариков и людей с маленькими детьми, возможность дойти до дома становится невозможной! Автобус в нашу сторону ходит один. Правда, короткий, но очень популярный: шутка ли, на одной конечной живет порядка 12000 человек! И это в первом приближении!», — пишет автор поста.

Когда были маршрутки, была альтернатива. Можно было добраться до метро, не дожидаясь, пока придёт автобус. Но и те не подводили. Раз в 3−4 минуты утром и вечером, раз в 6−8 минут днём они ходили стабильно! А сейчас мне страшно с ребёнком вечером после занятий ехать. Потому что затопчут! Потому что в час пик автобус ходит с огромным для нашего маршрута промежутком! Людей набивается — как сельдей!

При этом официальный представитель Мосгортранса в «Фейсбуке» предлагает только официального ответа на запрос ждать 30 дней. «Между тем зима близко. И если сейчас люди на остановках проклинают #гупмосгортранс, представляю, что будет, когда пойдут дожди, внезапно в октябре-ноябре начнёт падать снег, а люди будут мерзнут. На остановках, а потом, толкаясь, полезут в автобус, проклиная реформу транспорта и друг друга», — пишет Шушпанова.

Молодец, ГУП «Мосгортранс»! Ловко вы перекидываете ответственность с себя на других! Аплодирую вам ногами!

Московская апатия

Повторение антиликсутовских протестов вряд ли состоится в этом году, несмотря на то, что ситуация на московских дорогах лишь усугубилась, поведал «Ридусу» Петр Шкуматов. «Ждать протестов не стоит по разным причинам: выборы уже прошли, да и у жителей города появилась некая усталость от городской политики, — считает активист. — Основная проблема заключается в том, что людям не дают передохнуть, привыкнуть, адаптироваться к явлениям и нововведениям, которые идут с очень высокой плотностью».


При этом решения московских властей могут быть ошибочными: мы видим, что, например, платные парковки практически не повлияли на трафик в городе, на загрузку московских дорог. Эффекта от них нет, кроме того, что деньги начали перекочевывать из карманов автомобилистов в непонятно чьи кошельки.

«В обществе накопилась усталость. Сейчас мы наблюдаем передышку: люди пытаются нащупать точки, к которым можно апеллировать, чтобы власть слышала людей», — продолжает Шкуматов.

Основная проблема ведь заключается не в платных парковках как таковых, а в том, что власть и городские чиновники не слышат москвичей. К сожалению, ситуация патовая: многие люди, настроенные критично к происходящему в городе, начинают понимать, что с ними вообще не разговаривают, воспринимают их как пыль просто. «Не хотите — уезжайте на все четыре стороны, страна большая». В таких условиях очень сложно рассчитывать на системный протест против этой политики. Сама протестная активность возможна, когда есть хоть какая-то обратная связь. А у нас она подменена «Активным гражданином».