Если вспомнить историю донбасского сопротивления, то память о Великой Отечественной войне стала одним из его знамен. В ответ на попытки пересмотра истории не столько в научном, сколько в самом что ни на есть практическом смысле — снос одних памятников и установка других, переименование улиц, внедрение в государственную и общественную идеологию Украины тезисов «о равной вине» нацистской Германии и Советского Союза, значительная часть людей Юго-Востока решилась на противостояние — сначала гражданское, затем, на Донбассе, и вооруженное.
Праздник этот в Донецке, как и торжества с ним связанные — это, таким образом, уже не только память, но и своего рода выстраданный кодекс действия.
«Мне больно от того, что сейчас приходится продолжать дело предков, но воюя теперь уже с их внуками и правнуками», — написал утром в своем телеграм-канале один из лидеров Донбасса первой волны Александр Ходаковский.
Накануне ярко украшенный город словно притих. Только хлопали на ветру флаги — Донецкой народной республики на фонарных мачтах и полотнище флага России высоко над площадью Ленина.
Вообще российской символики в последние несколько недель стало существенно больше.
С утра 24 июня — так и хочется написать 9 мая — народ потянулся на центральную улицу Артема. После открытия парада на площади Ленина по Артема пошли первые воинские колонны.
Люди стояли на тротуарах, прогуливались и фотографировали. Неурочный день ли это или летняя жара, но было ощущение что горожане собрались на совершенно мирный праздник — например, по поводу того что в Донецке распустилась миллион первая роза.
Впрочем, это ощущение быстро рассеялось — вернее, оно рассеивалось с каждой колонной, заворачивающей у драмтеатра и, в свою очередь, рассеивающейся среди зрителей.
Бойцы выходили из строя после команды, обнимались с близкими и смешивались с остальными горожанами. И знаменосец с шашкой на боку вскидывал на плечи сына, а хлопец с автоматом на спине покупал своей девушке мороженое.
Вероятно, так и выглядит народная армия.
В параде техники первым промчался танк с красным знаменем одной из дивизий Юго-Западного фронта на броне. Советского на Донбассе до сих пор много, основной спор по этому поводу который идет среди местных интеллектуалов — русское ли часть советского или советское часть русского.
По окончании парада военкорское кафе Легенда испытало самый настоящий набег. За столы слетелись как местные журналисты и военные, так и «российский десант» — певица Юлия Чичерина, военкор Семен Пегов и режиссер Влад Зиздок.
После «Легенды» россияне отправились в Донецкую филармонию, где Юлия Чичерина совместно с оркестром им. Сергея Прокофьева записала концерт для телезрителей.