В Суздале в 19-й раз прошёл Открытый российский фестиваль анимационного кино, в конкурсных программах которого было представлено свыше ста новых мультфильмов. Часть программы одновременно показали и в Москве – грех было не воспользоваться случаем. Так поступил и я, в субботу отправившись в Мультимедиа Арт Музей, где высидел подряд четыре блока – один 0+, два 6+ и ещё один 12+. Суммарно это как раз треть суздальского конкурса – не всё, но довольно весомый показатель того, что творится сейчас у нас в анимации.
К сожалению, среди увиденных мною короткометражек мало фестивальных призёров – ну, так уж вышло. Но работы были очень разные. Одни – со смыслом, другие – вроде бы ни о чём. Некоторые вызывали хохот всего зала, от иных клонило в сон. С десяток – наверное, запомнятся. Наверное, это в любом случае совсем неплохой процент. Как-то сами собой мультфильмы рассортировались по тематическим кучкам – так будет удобнее о них рассказать.
Начну, пожалуй, с темы семьи. Есть, оказывается, такой альманах «Моя любимая бабушка» - задумка похвальная. Тем более что тему, достойную школьного сочинения, можно развивать совершенно по-разному. Можно шутейно, игриво – как в «Важнее не бывает» (реж. А. Мальгинова), где повествование идёт от лица внучка, мальчика с кошкой и пистолетом: «Когда с моей бабушкой некому сидеть, её привозят ко мне». А можно – творчески, как в «Лариса умеет летать» (реж. П. и Е. Манохины), где прямой сюжет уступает снам и фантазиям, а «лёгкий» рисунок – витиеватому, отсылающему к совсем не «детской» живописи.
Бабушка присутствует и в мультфильме «Девочка и Кибунго» (реж. Ю. Микушина), в указанный альманах не входящем: всё-таки там бабушка не наша, а бразильская, и занята не привычными делами, а спасает непослушную девочку от злого монстра, съевшего, кажется, солнце. Но это всё «сказочки», в то время как пересказ горестной ненецкой сказки «Кукушка» (реж. М. Горобчук) всерьёз затрагивает вопросы воспитания: одиночка-мать самоотверженно поднимает троих детей, но упускает, видать, что-то очень важное – и заболев, тщетно ждёт, когда хоть кто-то из них принесёт ей из колодца воды. Опомнились дети, да поздно было.
Важный урок подрастающему поколению преподают «Большая козява и маленькая козявка» (реж. Д. Шестопалов) - трагическая история о дружбе, переросшей в любовь и внезапно оборвавшейся в виду кончины живущей лишь день козявки. Козява не успела сказать ей самого главного: «Люблю» - и теперь обречена на страдания. Умножьте это на стиль «Лунтика» - получите должное эмоциональное потрясение.
Сложнее сказать, чему учит «День медведя» (реж. О. Холодова) – разве что незамыленному взгляду на доброе отношение к животным. Родители привозят прожорливую девочку Лизу в деревню, пугая медведем, но не объясняя, как это чудище выглядит. Пообщавшись с червяком в яблоке и белкой в орехах, Лиза словно назло заводит дружбу с целым медвежьим семейством – даже не подозревая, что залезла в логово врага. Оставим в стороне вопрос о развитии ребёнка – и получим симпатично нарисованную богатую историю, а ведь это и есть – самое то, что нужно. Совершенно не удивительно, что по итогам фестиваля лента получила приз за лучший мультфильм для детей.
Конкуренцию медведям, пожалуй, мог бы составить презабавный альманах «Весёлые биографии» - ёрнический ответ «ЖЗЛ», освещающий жизнь и деяния прославленных людей не совсем так, как это принято в школе. Например, «Таблица» (реж. Д. Куприянов) посвящена Дмитрию Менделееву, которого нашли, оказывается, даже не в капусте, как всех остальных детей, а в чемодане. Едва встав на ноги, новорожденный учёный задумывается о главном деле своей жизни, мимоходом выдавая крестьянину мешок с удобрениями и подсказывая столь же юному художнику Репину темы для будущих шедевров. Какое-то время Менделеев живёт в дупле, но потом выдаёт-таки искомую таблицу элементов, которую тот же Репин раскрашивает в разные цвета («Ну, чтоб красиво было»). В финале биограф резюмирует: «Но больше всего Дмитрий Иванович любил мастерить чемоданы» - что, кстати сказать, даже имеет под собой определённую почву (легенда об изобретении водки осталась, впрочем, за кадром).
Герой другой серии, «Во саду ли, в огороде» (реж. А. Туркус), - Иван Мичурин, найденный в грецком орехе (а прадед его – в малиновом кусте, а отец – в пчелином улье). С юных лет учёный не знал покоя: то клубнику вырастит выше дома, то укроп у него превратится в дремучий лес, в котором вся семья заблудилась; а его кусачие яблоки давались в руки только своим. Ещё Мичурин нашёл уссурийские груши, которые нападали на тигра (того пришлось спасать в Красной книге), скрестил арбуз с тараканом (все косточки потом вмиг разбежались), а ту же грушу - с роялем…
Вы скажете: налицо издевательство над великими мужами Земли Русской! А то. И куда Минкульт смотрит. Но с другой стороны, я вот даже не поленился – залез потом в энциклопедию, сверил факты: шутки шутками, но должна же быть и правда! Подозреваю, что и дети, заинтересовавшись, будут действовать также – вот и получится несомненная польза. К сожалению, два других эпизода альманаха - «История с погребом» (реж. А. Игнатенко) об авторе кулинарных рецептов Елене Молоховец и «Маленький Гай» (реж. Д. Семёнов) о разгоревшейся дискуссии между маленькими Цезарем, Антонием, Брутом и Цицероном – порадовали уже не так сильно: градус безумия там несколько ниже.
Неожиданно много картин развивает тезис «Не в золоте счастье». В «Маленькой истории большого пирата» (реж. В. Яковлева) мальчик со взрослыми пиратами плывёт за сокровищами, но когда речь заходит о жизни отца, юный герой с достоинством отвергает поочерёдно сулимые ему злостным змеем золото, корону и меч. «Привередливая мышка» (реж. С. Струсовский,) нашла копеечку; неожиданное богатство прибавило ей ухажёров, но отвернуло от истинной любви – по счастью, лишь временно. Меткое наблюдение, что мышка с бантиком – совсем не то, что мышка без бантика, подвергается критике в лице преданного влюблённого, которому героиня мила в любом виде (приз телеканала «Карусель»). В ленте «Где начинается радуга» (реж. О. Ляшенко) девочка с радуги приносит достаток в одну отдельно взятую деревню, но добром для неё это предсказуемо не кончается – хорошо хоть, что мальчик-бессребреник нашёлся, спас неразумно щедрую кроху. Очень интересно воплощённая греческая сказка про «Сто птиц» (реж. М. Степанова) рассказывает о скрипаче, спасшем волчицу; волк в благодарность отвёл его к принцессе - но музыка оказалась превыше богатства.
Однако честный заработок поощряется: новая серия грандиозного проекта «Гора самоцветов» «Пастуший рожок» (реж. А. Почивалов) посвящена юному Ване, который взялся пасти овец за двойной оклад, обещанный ему за полную сохранность стада. Нерадивый наниматель пытается, конечно, надуть молодца, да не тут то было. Прекрасный мультфильм, традиционно высокого для всего цикла качества, победил в зрительском голосовании московских показов, но вызвал, тем не менее, два серьёзных замечания. А) в прологе с каким-то нескрываемым восторгом отмечается, как русские солдаты с музыкой шли на войну - защищать родину. Б) ну и карту России придётся им теперь переделывать – надо полагать, правительство найдёт для этого в срочном порядке средства: «неправильных» ведь мультфильмов накопилось уже порядком.
Заметно выделяются среди этих работ «Золотые яйца» (реж. А. Шепилова) – пересказ на революционный лад сказки про курочку Рябу. Уйдя от своей горестно вздыхающей хозяйки, курица, несущая яйца, которые невозможно разбить, встречает сперва покойника-офицера, восстающего из могилы и покидающего кладбище на синем коне. Оказавшись в городе, героиня попадает под очарование конструктивизма и всего, ему сопутствующего: тут тебе и дирижабль, тут тебе и башня Татлина, передовица про Ленина, пионеры да большая звезда с серпом и молотом. По картинке очень напоминает не столько ту эпоху, сколько недавнее открытие сочинской Олимпиады: видимо, художники одинаково ощущают всё возрастающую актуальность классического материала. В финале Ряба со своими вылупившимися-таки птенцами летит к светлому будущему. Для категории 6+ это, конечно, довольно сильное авторское высказывание.
Вообще, политический мотив – не самый последний в сегодняшней анимации. На удивление. Вот взять оригинально решённый мультфильм «Смелая мама» (реж. А. Лукина, диплом в категории «Дебют»). Внезапно объявившаяся в квартире крыса шантажирует мать семейства, требуя изысканных деликатесов. Когда героиня идёт искать колбасу, выдаваемую только дипломатам африканских стран, - это ещё ничего, но когда речь заходит о молоке с жирностью в 146% - согласитесь, нельзя не задуматься. Вот так крамола и пробирается в детские умы – не с заднего хода, как думают некоторые, а прямо с парадного крыльца.
Но куда больше смеха вызвала очаровательная пятиминутка «Долго и счастливо» (реж. Е. Шлегель), повествующая о том, как наследный принц уговаривает своего царя-батюшку умереть поскорее. «И стал царь умирать» - да никак. Принц участливо советует принять яда: «Спасибо, сынок, за креативную идею». Но и это не помогло; звучит обнадёживающее финальное резюме: «Да, крепкий был мужик». Кого-то, быть может, смутит в этой студенческой ленте (6+) излишне заметная, скажем так, медсестра – с выдающимся бюстом и столь же незаурядным задом. Но более проницательный зритель обратит внимание на то, как задействованы в этом контексте плюшевый мишка и шкура медведя – или случайно так вышло, что они оказались в кадре?..
Политический подтекст при желании просматривается даже там, где его, скорее всего, вовсе и нет; главное тут – искать, а там само всё найдётся. «Воробью Клюеву» (реж. Н. Фатих) подфартило с батоном, который он поначалу пытается спрятать, дабы не отобрала ворона, но потом приходит к выводу, что спокойнее будет этот батон разделить между собратьями-соотечественниками… Вот и гадай, вот и думай. Куда прямолинейнее в этом смысле рассказ про то, «Как Вова президента спасал» (реж. М. Федосеева): хороший президент едет с премьер-министром на тракторе на охоту и волею случая попадает под отскочившую от заколдованного кабана пулю. Премьер вместо того, чтобы грудью своей заслонить главу государства, начинает как тряпка рыдать, преждевременно его оплакивая – и президента вынужден спасать направленный Вовой (тёзкой?!?) самый молниеносный заяц на свете. Счастливый финал являет нам президента уже в короне; обещано продолжение.
Если такое творится в дошкольной категории, то уж неудивительно, что подборку 12+ открывала выдержанная в чёрно-серых тонах лента «Брут» (реж. С. Филиппова), где анимацию дополняет документальная хроника фашистских погромов. Дополняет не просто так – это горестный рассказ о судьбе пса, которого хозяйка вынуждена сдать в питомник, так как в довоенной Германии всем лицам, не сумевшим доказать своё арийское происхождение, запрещено было держать у себя домашних животных… Пронизанной трагическими нотками картине достался Приз Татарского – награда, носящая имя замечательного мастера, который чаще заставлял нас улыбаться, нежели плакать.
В сравнении с этим мультфильмом все прочие разработки социальной тематики кажутся, естественно, мальчишеством. «Лук и капуста» (реж. Д. Данилов) метафорическим образом поднимает вопрос человеческой отчуждённости; герой ленты «Вот был бы большим» (реж. П. Носырев) мечтает создать приют для бездомных кошек и собак. Ещё одна серия «Горы самоцветов» - «Терем мухи» (реж. С. Меринов) – вариация всем известного «Теремка», проливающая свет на извечные вопросы ЖКХ и проблемы сожительства в многоквартирном доме. В частности, обустроившись в горшке, насекомые забыли на зиму подвести батареи – и едва не замёрзли; вот ведь как.
На более высоком уровне подходит к вопросам бытия короткометражка «Мой личный лось» (реж. Л. Шмельков), отмеченная недавно на Берлинском кинофестивале (в Суздале она призов не получила, но с большим отрывом первенствовала в так называемом «профессиональном рейтинге»). Структурно это набор фрагментов из жизни мальчика: рыбалка с отцом, простуда, зубной врач, детский спектакль, электричка. Через раз проявляется возникшая с самого рождения любовь героя к лосям – но повстречать зверя в реальной жизни е получается. Даже в зоопарке – вот только сердце защемило от радости – ждёт горькое разочарование: «Нет, это олень». Ну а потом мальчик вырастает – и ничего, по сути, в его жизни не меняется. 16,5 минут – вроде бы, ничего особенного, мульт как мульт, даже и не самый выдающийся. Но тем не менее есть в нём некая интонация, заставляющая прислушаться. Как этого добился автор, не открывающий ничего принципиально нового, - не очень понятно, хотя, может, в этом и ответ: все эти фрагменты в той или иной степени знакомы каждому, а узнавание и обеспечивает, соответственно, душевное восприятие.
Депрессивно-меланхоличный настрой отличает и такие картины как «Бум-бум, дочь рыбака» (реж. И. Максимов), пересказать сюжет которой я не возьмусь, и в особенности «Несуразь» (реж. А. Романова), которая заслуживает, пожалуй, наивысших похвал в этом обзоре. Суть проста: черепаха ползёт себе по дорожке вперёд – а вокруг на её пути все несчастливы, все жалуются на жизнь. Панда вопрошает «Быть или не быть», лев не может найти грузило, слон мучается от неразделённой любви, улитки взывают: «Черепаха, возьми нас в светлую даль!» - и в меру сил своих ползут вслед за нею… Если депрессия и может быть смешной, то это как раз тот случай – получается такое философское роуд-муви, за пять минут ретранслирующее в зал бездну смыслов.
Максимально близко к «Несурази» в моём личном хит-параде подбираются две другие картины - столь же крохотные по хронометражу (менее пяти минут) и столь же выразительно придуманные. «Немного о себе» (реж. С. Андрианова) – вообще отличный пример, как удачная придумка подминает под себя всё остальное: анимация там кажется очень простой, но куда важнее подача. «Себь живёт в каждом из нас» - сообщается нам в самом начале, и вот он – Себь, похожий то ли на грушу, то ли на зелёную картофелину. Далее следуют лишь титры-рекомендации – иллюстрируемые кратко, но смешно: предлагается настроить Себя на позитив, раскрыть в Себе способности, вкладывать в Себя деньги, держать Себя в руках, контролировать Себя, не замыкаться в Себе, не позволять Себе расклеиваться, прислушиваться к Себе, поверить в Себя – и так далее, что там ещё можно придумать. Вроде бы – пустячок, зато очень миленький. И несомненно запоминающийся.
Иное дело - «Фокус» (реж. М. Матусевич, Белоруссия). Мы видим опечаленного чем-то зайчика в его перенёсшей погром комнатушке – особенно жалко пластинки, которые уже не склеишь. Собравшись с духом, зайчик наводит порядок – и усаживается в кресло мирно коротать вечерок… И хотел бы, да не позволю себе раскрыть то, что последует далее – ибо финал воистину ошеломляющий: узнав, вы его точно не забудете – и если вам этот мультфильм попадётся когда-нибудь где-нибудь, то знание заметно испортит вам первое впечатление. А у меня и у всех моих соседей в том тёмном субботнем кинозале оно было, поверьте, неслабым. Так что приз за лучший студенческий фильм был выдан определённо справедливо.
Случайно поставленный здесь вопрос, конечно, далеко не случаен – и возникает не сам по себе, а как закономерный вывод: где же, действительно, всё это можно посмотреть?!. У меня нет на это ответа. Быть может, на детских телеканалах?.. На YouTube?.. Не знаю. Жаль, давно канули в лету мультяшные сеансы, на которых в советское время собирали часовую программу самых новых поступлений от «Союзмультфильма». А ведь полезное было дело: и ребятишки довольны, и труженикам анимационного станка приятно, что их труд доходит до зрителя. Сейчас же прокат почти всецело отдан чужой анимации. Для наших «Богатырей» остаётся, конечно, престижный Новый год, да и то потому, что франшиза уже пробилась и окрепла. Но как будто только этим жива наша анимация, как будто это единственное, что нам могут нынче предложить!..
Нет, мультфильмов у нас много. Им бы лишь пробиться - к тем, кто их ждёт.