Спустя несколько дней, уже можно опустить эмоции и дать событию вполне обоснованную оценку...
Все начиналось как обычно, с формализмов и нудных церемоний, а получилось нечто совершенно неожиданное.
Россияне, как оказалось, существуют и составляют, определенно устойчивую социальную группу, отличительной особенностью которой является гражданская идентичность, определяемая через важный этап в формировании нации — общую Победу.
Здесь нет ничего нового — практически каждая нация начиналась с утверждения своего права на существование в ходе вооруженной борьбы. И современная российская история начинается, как мне кажется, не так давно — в середине прошлого века.
Принимаю возражения, касающиеся глубоких исторических корней, отрицать наличие которых глупо. И отвечаю на эти возражения следующим: далеко не все мы, современные граждане России, ощущаем себя прямыми потомками св. кн. Александра Невского или Дмитрия Донского, или св. кн. Владимира Красно Солнышко.
Мало кто из россиян является прямым потомком участников Отечественной войны 1812 года. Далеко не все могут вспомнить, чем занимались их предки в 1904 году.
Даже в событиях 1917−1922 года принимали участие далеко не все. А вот Великая Отечественная война зашла в дом к каждому. У каждой семьи есть своя история победы, «…нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» — это очевидно. И 9 мая 2015 года россияне продемонстрировали, что память эта не просто жива, а составляет основу нашей гражданской идентичности.
В строю «Бессмертного полка» не было места алкогольному угару, хамству, грязи. Вышедшие на улицы с портретами ветеранов войны в рамках акции «Бессмертный полк» оказались все как один воплощением достоинства. Они были представителями различных социальных слоев, разных национальностей. Они разделяют разные идеологические установки, по-разному относятся к российской им власти, по-разному оценивают события прошедших лет и нынешние политические баталии.
И, тем не менее, они в едином строю, многотысячными колоннами прошли по всей стране, утверждая: Россия есть, у России есть почва, у России есть свой, уникальный народ со своей уникальной гражданственностью. И если мало кто из сограждан знает, чем знамениты были их предки, жившие сто лет назад, то о тех, кто завоевал Победу известно каждому.
Подрастает уже четвертое послевоенное поколение, на подходе пятое, а память жива и в каждой семье, как выяснилось, бережно хранят письма с фронта, документы, фотографии…
Для нас, для россиян, эти свидетельства той эпохи крайне важны. Они составляют единую живую ткань, которая необходима каждому народу, чтобы считаться народом. Но эта ткань пока еще очень тонка, и хотелось бы предостеречь излишне ретивых пропагандистов от ее хищнической эксплуатации.
В эту ткань нельзя заворачивать сомнительную идеологию. Эта ткань не предназначена для разделения на своих и чужих. Никакие митинги с политическими требованиями не соберут вновь тех, кто движимый искренним порывом, вышел на улицы в День Победы, так как у «Бессмертного полка» нет единой политической платформы.
Но если это понять, осознав, что граждане нашей страны — ответственные и достойные люди, а не безликое и не помнящее родства население, которым можно управлять при помощи кнута и сторожевых псов, Россия, как мне кажется, вновь удивит весь мир.
Я далек от стремления к шапкозакидательству, с огромным уважением отношусь к достижениям других народов и объективно оцениваю текущее состояние дел в нашей стране. Но то ощущение гордости за свой народ, которое я испытал 9 мая 2015 года, прошагав от Белорусского вокзала до Кремля, уже навсегда останется со мной.