В Лос-Анджелесе Ассоциация иностранной прессы Голливуда в 72-й раз раздавала свои «Золотые глобусы». Традиционно принято называть эту премию «репетицией «Оскара», однако это давно уже не более чем условность. Если что здесь и «репетируется», так это проходы по красной дорожке, но предсказывают будущие награды Американской киноакадемии всё-таки церемонии иного уровня. Впрочем, большинству зрителей такие нюансы совсем ни к чему — главное, что по своему охвату, по количеству номинаций «Глобус» и правда к «Оскару» довольно близок. А стало быть, его можно (и следует) воспринимать со всей серьёзностью.
Особенно учитывая, что в этот раз удача улыбнулась и российскому кинематографу: приз за лучший фильм, снятый не на английском языке, получил «Левиафан» Андрея Звягинцева!
Нашей драме удалось обойти свою главную соперницу — «Иду» Павла Павликовского (представляющую Польшу), а также фильмы «Форс-мажор» (Швеция), «Гет, процесс Вивиан Амсалем» (Израиль) и «Мандарины» (от Эстонии). Разумеется, это чрезвычайно важная победа, повышающая как ставки ленты в борьбе за главный приз, так и авторитет России на кинопространстве. Но всё же до «Оскара» ещё полтора месяца, а за последние десять лет статистика по данной номинации половинчата: пять призёров «Глобуса» в итоге были одобрены Киноакадемией, пятеро — нет. Тут многое зависит от того, как американские прокатчики выстроят свою рекламную кампанию, на какие «рычаги» будут давить, призывая голливудских мастеров голосовать именно за их картину. А пока один из продюсеров «Левиафана», Александр Роднянский, настроен оптимистично:
Мы очень рады такому признанию фильма. Эта награда — огромная победа для российского кино: за всю историю премии только единственный отечественный фильм удостоился «Золотого глобуса» — лауреатом стала «Война и мир» Сергея Бондарчука в далеком 1969-м году. У «Левиафана» невероятно успешная международная судьба, ведь история, рассказанная в фильме, абсолютно универсальна, она имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что «Левиафан» рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и «Левиафан» стоит на плечах ее гигантов — от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова.
Режиссёр Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский с «Золотым глобусом» за лучший иностранный фильм 2014-го года. © Mike Blake/Reuters
Рассказ о человеке, у которого Власть отнимает сперва дом, а потом семью и, по сути, жизнь, действительно прекрасно принят за рубежом, но так до сих пор и не добрался до экранов на родине. Одни говорят, что причина в звучащем из уст героев мате, который режиссёру пришлось из картины долго и тщательно вымарывать. Другие — что ленту нарочно «припрятали» до 5-го февраля, дабы выпустить в прокат именно на «оскаровской» волне. В результате, как легко было предсказать, «передержали»: буквально на днях «Левиафан» пустился в плавание по просторам Всемирной сети — в интернет утекла (что обычно и случается в эти сроки) копия, предназначенная заокеанским киноакадемикам. Тут надо бы, наверное, погоревать и «попенять» пиратам на то, что они лишили ленту заслуженных кассовых сборов, но что-то подсказывает, что подобный исход её создателям только на руку. Очевидно ведь, что при таком международном успехе делать ставку на национальный прокат уже не имело особого смысла, зато сейчас каждый желающий может увидеть фильм не в купированной, а в оригинальной, авторской версии — и самостоятельно сделать выводы.
Режиссёр фильма «Отрочество» Ричард Линклейтер. © Mike Blake/Reuters
На этом фоне прочие — главные — «Золотые глобусы» для нас второстепенны. Лучшей драмой 2014-го года предсказуемо названо «Отрочество», сам Ричард Линклейтер, потративший на создание фильма двенадцать лет своей жизни, награждён за лучшую режиссуру. Третью награду унесла Патриция Аркетт, лучшая исполнительница роли второго плана.
В категории «Комедия / мюзикл» великолепного «Бёрдмэна» довольно неожиданно обошёл «Отель «Гранд Будапешт» (на днях также получивший львиную долю номинаций от Британской академии). Но этим дело и ограничилось — иных статуэток феерии Уэса Андерсона этим вечером не досталось.
Режиссёр фильма «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалесом Иньярриту с соавторами © Paul Drinkwater/Reuters
«Бёрдмэн» же, поставленный Алехандро Гонсалесом Иньярриту и выдвинутый на приз в семи категориях, выиграл две позиции: сам Иньярриту со своими соавторами принял приз за сценарий, а Майкл Китон был признан лучшим по «комедийному» разряду.
Лучшим драматическим актёром назвали Эдди Редмэйна, перевоплотившегося в великого физика во «Вселенной Стивена Хокинга». Фильм Джеймса Марша (также известный как «Теория всего») отмечен и призом за лучшую музыку.
По одному «Глобусу» принесли своим картинам актрисы Джулианна Мур (драма «Всё ещё Элис») и Эми Адамс (ошибочно принятые за «комедию» «Большие глаза»), а также Дж. К. Симмонс, получивший награду за роль второго плана в «Одержимости». Замыкает игровой раздел «Сельма», отмеченная за лучшую песню. Мультфильм года — «Как приручить дракона 2».
Актёр Билли Боб Торнтон – лучший в «Фарго». © Mike Blake/Reuters
По разделу телевидения первенствовали «Любовники» (лучший драматический сериал и лучшая драматическая актриса — Рут Уилсон), «Очевидное» (лучший комедийный сериал и лучший комедийный актёр — Джеффри Тэмбор) и «Фарго» (лучший мини-сериал и актёр в таковом — Билли Боб Торнтон). Призы также получили Кевин Спейси — за «Карточный домик», Мэгги Джилленхол — за «Благородную женщину», Джоанн Фроггатт — за «Аббатство Даунтон», Джина Родригез — за «Девственницу», Мэтт Бомер — за «Обыкновенное сердце».
А почётный приз имени Сесила Б. ДеМилля за свои заслуги в области кинематографа получил Джордж Клуни.
Джордж Клуни с почётной наградой. © Paul Drinkwater/Reuters