Сегодня открывается 66-й Каннский кинофестиваль. Россия на нём представлена аж тремя фильмами – пусть и не в главном конкурсе, но в весьма почётных программах. Накануне главного киносмотра планеты Киноридус встретился с теми, кто понесёт в этом году наш флаг по набережной Круазетт – с режиссёрами Таисией Игуменцевой, Юрием Быковым, Евгением Бяло и продюсером Алексеем Учителем.
Пожалуй, главное внимание российской кинообщественности обращено сегодня на фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы». В прошлом году её короткометражка «Дорога на…» победила в программе «Cinéfondation», принеся 23-летнему (на тот момент) режиссёру не только денежный приз, но и право представить свой полнометражный дебют именно в Каннах. Конечно, хотелось думать, что премьера ленты пройдёт в рамках либо основного конкурса, либо второго по значимости – «Особого взгляда»; но оргкомитет фестиваля решил по-иному – и включил Игуменцеву в программу «Специальных показов». Неконкурсную, но оттого не менее престижную – в которую также вошли новые работы, например, Стивена Фрирза и Джеймса Тобэка.Действие фильма «Отдать концы» происходит в деревне, со всех сторон окружённой водой, а потому название отсылает и к морскому термину, и к глобальному «концу света», которого все так ждали в прошлом году, а также говорит, цитируя автора, «о маленьком конце света в сердцах наших главных героев». Один из читателей «Ридуса», посмотрев месяц назад на кадр из фильма, тут же отписал: «Ну традиционно про лапти и самовар. Что еще в Каннах нам показывать...». Таисия, услышав такой комментарий, даже слегка, как кажется, обижается, уверяя, что снимала вовсе не об этом.
- У нас фильм лёгкий и сказочный, и мы при создании этой деревни старались уйти от стандартного понимания русской глубинки и перевести всё в более фантазийную плоскость. Поэтому у нас герои очень жизнерадостные и хорошо одетые, а некоторые из них - с творческим подходом к обустройству этой самой деревни. У нас там и «ветряной» человек из металлолома стоит, и из самовара этого герой на самом деле изловчился изобрести самогонный аппарат. Так что не стоит ожидать типичного артхауса про русскую глубинку. Это не «Курочка Ряба» какая-нибудь, а очень европейская картина.
Но это комедия – будет ли она понятна на Лазурном берегу?..
- В прошлом году нас очень хорошо приняли на фестивале, и европейский зритель не остался равнодушным. Как будет в этом году, я не могу сказать, но нужно понимать, что юмор - это очень тонкая и сложная вещь. И у каждого он свой. Поэтому я надеюсь, что какой-то определенной аудитории кино точно понравится. Но ничего прогнозировать не могу.
Известно, что знаменитые братья Дарденны, один из которых и вручил год назад Игуменцевой приз, дали разрешение использовать в новой ленте фрагмент одной из своих картин. И более того – Таисия даже советовалась с ними по поводу сценария; однако на вопрос, каков же был совет классиков, не отвечает: «Не скажу какой». По поводу же своего попадания на столь высокую фестивальную орбиту, молодой режиссёр предпочитает особо не рассуждать:
- Меня просто засосала эта воронка и всё. Я словно зашла в машину времени в прошлом году - и выйду вот, наконец-то, из неё в мае.
Для Юрия Быкова «Майор» - уже вторая большая картина. В Каннах она будет представлена в рамках «Недели критики» - независимой секции, организованной Французским профсоюзом кинокритиков и проходящей параллельно официальным фестивальным программам. Компанию российскому фильму составят работы из Канады, Аргентины, Великобритании и пр., а на закрытии «Недели» покажут свежий киноальманах «3x3D», авторами которого значатся Питер Гринуэй, Эдгар Пера и Жан-Люк Годар. Несмотря на то, что «Майор» - далеко не первый наш «авторский» фильм о полицейских (некогда милиционерах), Быков уверен, что вовсе не продолжает «заезженную» тему – хотя бы потому, что относит себя «немножко к другому кинематографу».
- Я не занимаюсь в чистом виде экспериментальным артхаусным кино. Я занимаюсь всё-таки кинематографом внятным, динамичным и, смею надеяться, зрительским. Несмотря на те смыслы, которые я закладываю, для меня способ подачи – вещь определяющая. Если способ подачи внятный, темпо-ритмичный, любую тему можно преподнести лицеприятно, интересно, выпукло, и донести до зрителя те вещи, которые ты хочешь донести. У меня в картине достаточно жёсткий сюжет, но там нет ни капли крови, нет кишков - потому что мы про другое. Мы - про то, как найти взаимодействие между людьми. Потому что есть вещи, которые важнее интересов собственной семьи и клана. Есть понятие гражданского долга, который необходимо соблюдать и чтить, если хотите.
- А мы, журналисты, зачастую всё делим на «за» и «против», отсюда и вопрос – вы в своём фильме за или против полиции? Или занимаете некую компромиссную позицию?
- Нет, компромиссных позиций я никогда не занимаю. Но могу вам честно сказать, что одной из задач картины было показать, что в полиции работают очень непростые люди и работают они в очень тяжелой обстановке. И я не буду скрывать, что на это есть в фильме «педаль» – показать, что туда приходят нормальные люди и многие ломаются, а многие остаются героями до конца. Полицейские – это не монстры-инопланетяне, они с погонами не надевают на себя шкуру какого-то внеземного существа, которое не несет ответственности по общечеловеческим моральным критериям. Это такие же люди, как и мы. Если мы даём взятки, чтобы выжить, то они берут взятки, чтобы выжить. Мы все находимся в одной системе координат, в одной лодке. Мы все живём в стране, в которой принято разделять людей на кланы, на группы по интересам. А эти группы защищают собственные интересы любой ценой, иногда ценой жизни другой группы с другими интересами. Но надо прекратить разделять страну на кланы, эта система должна прекратить своё существование, иначе мы все друг друга съедим. Надо начать уже думать согласно инстинкту самосохранения.
А сам фильм - про людей. Фильм про то, что полицейский пытается противостоять своей же системе. Поэтому в этом смысле я, конечно, за этого персонажа. И задачи обвинить полицейских в том, что они идиоты, уроды и монстры у меня не было, наоборот.
Прокат «Майора» запланирован на август, и Быков надеется, что его «зрительское кино» пройдёт в кинотеатрах на достойном уровне. Чему должны помочь и нынешняя каннская огласка, и, конечно, острая тематика. Что ж, посмотрим, как всё у него сложится.
Третий российский фильм на 66-м Каннском кинофестивале - короткометражная работа выпускника Высших курсов сценаристов и режиссёров Евгения Бяло «Норма жизни». Она примет участие в конкурсе «Cinéfondation», в том самом, где год назад первенствовала Таисия Игуменцева. По словам Евгения, ученика Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского, его фильм - «это авторское кино, в котором автор выражает своё отношение к существующей действительности. Это кино о маленьком мире, в котором победили цинизм и жестокость». Распространяться же более подробно режиссёр пока не настроен:
- Мне кажется, это неправильно сейчас – пересказывать синопсис. Потому что на слух можно воспринять его с одной стороны, а когда смотришь кино – совершенно по-другому; это совершенно разные вещи.
Спрашиваю тогда о самом названии, вернее, о том смысле, который в него может быть заложен: вот что такое «норма жизни» применительно к России?..
- Это очень объёмное понятие, которое может быть как оптимистическим, так и пессимистичным. У нас такой симбиоз, знаете, в России - можно смотреть на человека и любить его, но можно ровно того же человека одновременно и ненавидеть. Смотря как ты на него посмотришь. Поэтому с одной стороны - это оптимизм, с другой - пессимизм. И во многих вещах это видишь, как мне кажется.
- Не побоялись такое обширное понятие впихнуть в короткометражную работу?
- Я надеюсь, мне это удалось.
Пожелав удачи всем молодым режиссёрам, обращаюсь теперь к мэтру – к Алексею Учителю, который в данном случае выступает в качестве продюсера обеих полнометражных картин, представляющих нашу страну в эти дни в Каннах. И «Отдать концы», и «Майор» созданы на его студии «Рок», которая сегодня заслуженно принимает поздравления всех профессионалов киноотрасли: два фильма в каннских программах – это большой, серьёзный, настоящий успех! Но всё-таки – не обидно, что Игуменцеву не взяли в конкурсную программу?
- Ну, во-первых, она всё-таки участвует в конкурсе «Золотая камера», в котором приз может получить любая дебютная картина фестиваля. И потом, я считаю, что спецпоказ первой картины в Каннах - это для неё колоссальный успех. Попасть сразу в основной конкурс почти нереально. Конечно, мы всегда рассчитываем на что-то большее, но про основной конкурс было сразу понятно, что навряд ли это произойдёт. Но зато у нас есть подкрепление другое – фильм «Майор», попавший на «Неделю критики», - это конкурс и очень серьёзный. К тому же, попасть в поле зрения Каннского фестиваля – это всё, они уже в этой орбите! Дальше на них будут обращать очень пристальное внимание и отборщики, и покупатели на кинорынке, и так далее, и тому подобное. Вот это самое главное.
- Но попадание в конкурс всё-таки остаётся в ваших планах на будущее?
- Конечно. Мы на этом не остановимся. И эти планы действительно серьёзны. И в отношении этих ребят, и ещё у нас есть другие картины. Поэтому будем стараться, всегда будем стараться попасть. А как это будет получаться – непредсказуемо. Но я только такую и ставлю перед своими учениками задачу. Первого сентября они приходят – и я сразу им говорю: «Ребята, первые же ваши работы должны выиграть вгиковский фестиваль!». Они все смеются – но так и случается. Поэтому надо всегда ставить максимальные задачи, это их мобилизует!
- Только ведь многие ругаются, что ВГИК учит одних «тарковских», сплошь победителей Каннских фестивалей, но не выпускает при этом режиссёров, которые могут кассу в прокате собрать. Нет тут противоречия?
- Нет. Кино тем и прекрасно, что оно многообразно. И должно быть много и того, и другого. Я в своей мастерской учу профессии. Причем профессии не теоретической, а практической. Тем более что я могу дать им практику на своих съёмочных площадках. Они занимаются практической режиссурой – и к концу обучения могут делать кино, владея ремеслом и владея им достаточно хорошо. А дальше всё зависит от случая, от удачи, от сценария… Но режиссёр должен уметь делать кино разное. Он должен уметь делать и фантастику, и комедию, и триллер… Всё должен уметь, поточу что это его профессия. Хотя меня вот эти деления не радуют - мол, если артхаус, значит, зритель не пойдёт… Лозунг и Юры Быкова, и Таси, и вообще нашей студии - прежде всего высокое художественное качество, но, конечно, для широкого зрителя. А по-другому быть, мне кажется, и не может.
В рамках Каннского кинофестиваля и сопутствующего ему кинорынка традиционно будут работать стенд «Кино России», организованный Министерством культуры совместно с Фондом Кино, и Российский павильон, организацией которого занимается компания «Роскино». Иностранным гостям представят такие фильмы как «Географ глобус пропил», «Иван Поддубный», «Комбинат «Надежда», «Однажды», а также ежегодный альманах российских дебютов «Global Russians», в который вошли короткометражки, участвовавшие в фестивалях ВГИКа и «Святая Анна». Продюсеры ряда проектов собираются искать в Каннах партнёров для будущей копродукции. Победителей же фестиваля назовут 26 мая.
См. также: