Минпромторг России подтвердил курс на изменение методики утилизационного сбора. Нас неизбежно ждёт ввод привязки к мощности и сохранение льгот для автомобилей с мощностью до 160 лошадиных сил для физлиц. Хотя старт нововведений перенесён на один месяц с 1 ноября на 1 декабря, ситуацию это никак не меняет.
Очевидно, усилится давление на параллельный импорт. Перераспределится спрос в пользу локализованных и официальных брендов. Сместятся ценовые коридоры. В бюджет заложен рост сборов до 1,65 триллиона рублей в 2026 году. Однако есть сомнения в достижимости такого результата. На фоне слабого 2025 года базовый прогноз по продажам новых легковушек к 2026 году составляет 1,5 миллиона штук, но траектория будет зависеть от темпов снижения ключевой ставки и реальной конфигурации утильсбора.
Впрочем, некоторые эксперты говорят о падении рынка новых машин до 1,1 миллиона штук из-за резкого подорожания автомобилей.
Какие автомобили подорожают сильнее
Новая шкала мощности делает сильные ДВС, гибриды и EV ключевыми объектами повышенного «утиля». По оценкам дилеров и аналитиков, ввезённые по параллельному импорту машины могут прибавить в цене примерно 20%, или 0,8–2,0 миллиона рублей в зависимости от мощности. Логично, что часть моделей утратит экономический смысл ввоза.
Более всего могут пострадать премиальные кроссоверы и внедорожники с мощностью 160–350 лошадиных сил, тяжёлые гибриды, электромобили и ввезённые по параллельному импорту европейские и японские модели.
Меньше всего пострадают машины с мощностью до 160 лошадиных сил при личном ввозе, плюс модели, выпускаемые в РФ с компенсацией или зачётом утильсбора через промсубсидии.
Зачем повышается утильсбор и какие риски несёт данное решение
Минпромторг РФ пытается снизить конкуренцию на российском рынке, поэтому схема личного ввоза сильно ограничивается. Предполагается, что покупатели мощных автомобилей, столкнувшись с финансовой недоступностью таких машин, переориентируются на российский рынок, что увеличит загрузку заводов и сохранит рабочие места. Ведь тот же АвтоВАЗ недавно перешёл на четырёхдневную рабочую неделю, что связано с низким спросом на продукцию предприятия.
Однако не всё так гладко. Покупатели автомобилей мощностью выше 160 лошадиных сил явно не являются фанатами отечественного производителя и вряд ли пересядут на LADA Granta. Поэтому скорее увеличение «утиля» приведёт к переориентации таких автомобилистов на вторичный рынок и повышению цен на нём.
В автомобильных сообществах многие высказываются в том ключе, что теперь будут ездить на своих машинах столько, сколько смогут их обслуживать. А в случае поломки двигателя или КПП просто завезут новые, пока это разрешено.
Китайский фактор
Теоретически повышение утильсбора для мощных и дорогих иномарок может стать дополнительным стимулом для развёртывания сборки иностранных автомобилей в РФ, что позволило бы им пользоваться компенсационными механизмами и частично нивелировать утильсбор. Но данный вариант всё-таки можно рассматривать скорее лишь как гипотетический. Китайские производители совершенно не стремятся переносить производства на российские территории. Устойчиво и с высокой степенью локализации на нашем рынке фактически работает только один китайский производитель.
Что ждёт вторичный рынок
Импорт подержанных машин попадёт под новые коэффициенты для мощных, гибридных и электрических автомобилей. Поэтому ценовой импульс на вторичке ожидается с лагом в два-три месяца, после чего может произойти частичная коррекция при отсутствии ажиотажа. Поэтому в 2026 году может наступить поляризация на рынке. Доступные модели с мощностью до 160 лошадиных сил удержат ликвидность, а мощные машины подорожают диспропорционально.
И если 2025 год уже прошёл под флагом снижения продаж (AEB и крупнейшие игроки говорили о спаде на 20–25%, а крупнейший российский производитель АвтоВАЗ фиксировал слабый спрос и большие стоки), то в 2026 году большинство экспертов считает, что стоит ждать дальнейшего снижения. Это будет обусловлено и структурными ограничениями: дорогими деньгами, ограниченным ассортиментом и «утилем».
2026 год станет ещё хуже?
Скептически настроен в отношении продаж на авторынке в 2026 году главный редактор издания «За рулём» Максим Кадаков. По его мнению, даже если повышение утильсбора сдвинется на 1 января будущего года, позитива для авторынка ждать не стоит.
«Даже если повышение утильсбора сдвинется на 1 декабря, эти ставки просуществуют один месяц. А с 1 января 2026 года нас ждут новые повышения. Потом следующие — с 2027 года и далее. Всё это будет не очень здорово для рынка, а значит, 2026 год никак не будет легче 2025 года», — пояснил Кадаков «Ридусу».
Если посмотреть на структуру продаж в России, значительная доля импорта приходится на китайские автомобили. Но сейчас на рынке по-прежнему продаются завезённые в 2024 году машины, а автомобили 2023 года только закончились.
По словам Кадакова, автосалоны сейчас начали урезать практически все скидки. Повышая маржинальность, кто-то стал параллельно приподнимать цены, пока не сильно. У кого-то больше склад, у кого-то есть обновление модельного ряда, кто-то работает на большей марже, у других больше на объёме. У всех ситуация разная, но в итоге через какое-то время цены на новые автомобили вырастут. Это неизбежно.
Переход к новой реальности не будет настолько скачкообразным, чтобы все проснулись 1 декабря или 1 января, а вокруг всё подорожало. Но и тарифы нового утильсбора в итоге неизбежно включатся в стоимость автомобилей. Сейчас просто ожидание этого повышения приводит к продлению ажиотажа на рынке. У официальных дилеров увеличился трафик людей, поскольку все понимают, что даже «официальные» машины подорожают.
«Со следующего года нас ждёт резкое падение продаж новых автомашин. Поэтому январь и февраль будущего года наверняка будут провальными по продажам. Насчёт весны пока трудно сказать, но какого-то всплеска после такого провала ждать не стоит. Пока есть устойчивое ощущение, что 2026 год по объёмам продаж никак не превысит показатели 2025 года, а может даже не повторить их и стать очень тяжёлым для всех — продавцов, покупателей и производителей», — отметил Кадаков в беседе с «Ридусом».
Консенсус-оценка ряда аналитиков не блещет оптимизмом. Продажи новых легковых автомобилей в 2026 году могут достичь 1,5 миллиона экземпляров, но только при условии продолжения снижения ключевой ставки и расширения господдержки автокредитования. Самые пессимистичные прогнозы говорят о снижении продаж до 1,1 миллиона штук или даже ниже. Кто окажется прав, скоро узнаем.