Американская киноакадемия отобрала девять лучших фильмов, снятых не на английском языке.
Оставим в стороне разговоры, что «Оскар» — премия, нам чуждая и не заслуживающая того шума, что вокруг неё искусственно создаётся. Это да, так и есть; но тем не менее «Оскар» — значимый ориентир. В первую очередь, разумеется, в англоязычной области — тут надо признать, что она поставляет основной массив картин и для российского кинопроката. Но не менее важен и тот отбор, что осуществляют заокеанские эксперты в сфере мирового кино. Пусть для фильмов, по отношению к тамошним академикам «иноязычных», и выделена всего одна номинация. Тем она ценнее: не только для Штатов в ней отражается весь окружающий мир, но и нам она даёт наводку, что случилось интересного в кинематографе за год.
Конечно, настоящие ценители прекрасного в первую очередь ориентируются в этом вопросе на «наводки» крупнейших кинофестивалей, понимая, что ленты, представленные в Каннах и Венеции, Берлине и Торонто, следует смотреть в любом случае. «Оскар» же интересен тем, что редко следует за фестивальными вкусами. Случаи, когда к каннскому призу плюсуется американский, — исключение, а вовсе не правило. Чистому искусству эта премия предпочитает качественное зрительское кино — поэтому среди лауреатов прошлых лет можно найти не только драмы, но и комедии, детективы, триллеры и даже боевики.
Оскаровский список особенно хорош в условиях стеснённого кинопроката — когда до больших экранов добирается далеко не каждая заслуживающая того картина. Он показывает, что можно посмотреть помимо отечественного и голливудского кино.
Всего на соискание премии было выдвинуто 83 картины. О большинстве из них мы, разумеется, никогда более не услышим, но нельзя не отметить, что в числе 78 «лузеров» оказались такие фильмы как «Зимняя спячка» — несмотря на «Золотую пальмовую ветвь», «Два дня, одна ночь» — несмотря на Марион Котийяр, «Мамочка» — несмотря на опыт Ксавье Долана с квадратным экраном, «Убить человека» — несмотря на победу в мировом конкурсе «Сандэнса». За бортом также такие давние любимцы Киноакадемии как Франция и Италия, не говоря уж о Дании, Германии, Испании и прочих странах (хотя они и участвовали в создании выбранных лент на партнёрских началах). А «Нимфоманка» (сниму возможные вопросы) отсутствует потому, что вообще не выдвигалась: фон Триер снимает свои работы на английском, что увеличивает их аудиторию и позволяет, при должном желании, номинироваться на «Оскар» в основных категориях.
И вот — девять фильмов, которые в ближайшие недели будут рассматриваться Киноакадемией: четыре вылетят, пять останутся, один впоследствии получит вожделенную награду. Мы расставили их в соответствии с шансами; при этом очевидно, что на данном этапе борьба будет вестись только за четвёртое и пятое место: первая тройка уже стопроцентно определилась благодаря совместному участию в раздаче наград Европейской киноакадемии и номинациям на «Независимый дух» и «Золотой глобус».
Польша — «Ида» (Ida)
Сюжет: накануне пострига будущая монахиня узнаёт от тётки своё настоящее имя, а вместе с ним — национальность и трагическую судьбу родителей.
Фестивали и награды: победа в Лондоне, Варшаве и на минском «Листопаде», три польских «Орла», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру, пять наград Европейской киноакадемии, номинации на «Независимый дух» и «Золотой глобус».
Режиссёр: Павел Павликовский, 57 лет. Старший из всех претендентов, остальные занятные подробности — в специальном материале Киноридуса.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 100%. Мы будем бороться и верить до последнего, но судьба «Оскара» также, скорее всего, предрешена.
Россия — «Левиафан» (Leviathan)
Сюжет: город в лице коррумпированного мэра намерен отнять дом у простого автомеханика.
Фестивали и награды: приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, Гран-При Мюнхена, Лондона, Абу-Даби и пр., лучший фильм по версии Киноакадемии Азиатского-Тихоокеанского региона, участие во всевозможных «списках года» от ведущих киноэкспертов мира, включая Национальный совет кинокритиков США. Четыре проигранные номинации на награды Европейской киноакадемии, выдвижение на «Независимый дух» и «Золотой глобус».
Режиссёр: Андрей Звягинцев, 50 лет. Безупречная жизнь в искусстве: дебютное «Возвращение» (2003) с лёту хватает венецианского «Золотого льва», звание «Европейского открытия» Европейской же киноакадемии и номинацию на «Золотой глобус»; на родине же становится лучшим фильмом года как для кинокритиков («Белый слон»), так и для всех наших академиков («Ника» и «Золотой орёл»). В 2007-м «Изгнание» принимают значительно хуже — несмотря на участие в каннском конкурсе и полученный там приз за лучшее исполнение мужской роли. Новый рывок — с «Еленой» (2011): приз каннского «Особого взгляда», вновь «Слон» и «Орёл» за фильм, но «Ника» — только за режиссуру. «Левиафан» — четвёртая картина Звягинцева и общепризнанно лучшая.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 100%. Один из немногих фильмов 2014-го года, нисколечко не сдавший своих позиций со дня премьеры: как был объявлен 23-го мая шедевром, в таковом статусе по нынешнюю пору и остаётся.
Швеция — «Форс-мажор» (Turist / Force Majeure)
Сюжет: увидев сходящую на них лавину, папа побежал в укрытие, бросив жену и двух детей.
Фестивали и награды: приз каннской секции «Особый взгляд», две номинации Европейской киноакадемии (фильм и режиссура), одна из лучших иностранных картин в списке Национального совета кинокритиков США, номинации на «Независимый дух» и «Золотой глобус».
Режиссёр: Рубен Остлунд, 40 лет. Если не брать в расчёт две короткометражки, отмеченные номинациями на шведского «Золотого жука» и рядом прочих наград, Эстлунд — одно из немногих подлинных открытий Московского кинофестиваля: его полнометражный дебют «Гитара-монголоид» участвовал в нашем конкурсе 2005-го года и даже получил (к удивлению многих) приз ФИПРЕССИ. Второй фильм — «Добровольно-принудительно» (2008) выдвигался на «Золотого жука» уже в пяти номинациях, включая главную; третий, вышедший в российский прокат под оригинальным названием «Play» (2011), принёс автору национальную кинонаграду за лучшую режиссуру (всего выиграли две номинации из семи). Между ними было ещё 12-минутное «Происшествие в банке», победившее в короткометражном конкурсе Берлинале.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 100%. Вышеупомянутые номинации на престижные американские премии не дают в этом усомниться.
Мавритания — «Тимбукту» (Timbuktu)
Сюжет: в то время как воины джихада запрещают любое «легкомыслие», включая футбол и музыку, мирный семьянин убивает в драке рыбака, который перед этим убил его корову.
Фестивали и награды: приз Экуменического жюри каннского конкурса, победа в Иерусалиме, премия за лучшую режиссуру на фестивале в Чикаго.
Режиссёр: Абдеррахман Сиссако, 53 года. Выпускник ВГИКа 1989-го года, автор документалки «Ростов — Луанда» (1998), член жюри 36-го ММКФ (на котором была показана и продвигаемая нынче работа). Фильм «В ожидании счастья» (2002) в рамках каннского «Особого взгляда» получил приз ФИПРЕССИ, но до большого конкурса Сиссако «дорос» только в этом году, со своей четвёртой большой картиной. Участник двух киноальманахов из того ряда, что собирают всех звёзд мировой режиссуры, обладатель премии имени Люмьеров за ленту «Бамако» (2006).
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 85%. Америка любит истории про то, как плохо и страшно живётся в далёких от неё странах — это даёт американцам лишний повод убедиться, что их путь — самый правильный. К тому же Мавритания — дебютант в оскаровской гонке, что может сыграть ей на руку: новичкам везёт.
Аргентина — «Дикие истории» (Relatos salvajes / Wild Tales)
Сюжет: шесть новелл про месть — мужчина встречает в самолёте кучу своих обидчиков; официантка узнаёт в клиенте безжалостного ростовщика; провинциал не уступает дорогу городскому хмырю и т. п.
Фестивали и награды: участник Каннского конкурса, приз зрительских симпатий за лучшую европейскую ленту в Сан-Себастьяне, лучший иностранный фильм по версии Национального совета кинокритиков США. Невероятное количество — 21 — номинаций на приз Аргентинской киноакадемии, из которых десять оказались успешными: фильм, режиссёр, актёры и т. д.
Режиссёр: Дамиан Шифрон, 39 лет. После работы на ТВ пришёл в кино в 2003-м — «Дно моря» было отмечено в том же Сан-Себастьяне и премировано рядом фестивалей помельче. Вскоре последовало «Время смелых», номинированное на премию аргентинских кинокритиков. В следующие девять лет Шифрон порадовал поклонников одним лишь телесериалом — зато возвращение с третьей картиной оказалось, как мы видим, более чем успешным.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 80%. Аргентинский триллер «Тайна в его глазах» отобрал пять лет назад «Оскар» у Ханеке и Одиара, которые в глазах европейцев и были главными соперниками. Так что тот печальный факт, что мы аргентинских фильмов практически не знаем, отнюдь не значит, что они того недостойны. Кроме того в числе продюсеров от Испании (это копродукция) — Педро Альмодовар.
Грузия — «Кукурузный остров» (Simindis kundzuli / Corn Island)
Сюжет: на небольшом островке пожилой крестьянин сеет кукурузу и приглядывает за подрастающей внучкой.
Фестивали и награды: «Хрустальный глобус» Карловых Вар и, что нам особенно приятно, главный приз анапского «Киношока», что автоматически обеспечивает фильму последующую номинацию на «Нику» — тем самым ещё сильнее сближая нашу главную кинопремию с «Оскаром».
Режиссёр: Георги Овашвили, 51 год. Первые короткометражки были отмечены в Берлине и Киеве. В полном метре дебютировал пять лет назад лентой «Другой берег», победив на «Молодости» в том же Киеве и «Золотом абрикосе» в Ереване, собрав охапку призов по всему миру и номинацию «Открытие года» от Европейской киноакадемии.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 75%. Вряд ли так получится, что из двух грузинских фильмов повезёт обоим — хотя похожие прецеденты уже были (вспомним хотя бы наших Михалкова с Бодровым). Но одна может и пробиться!
Нидерланды — «Люсия де Берк» (Lucia de B. / Accused)
Сюжет: реальная история медсестры, которую обвинили в том, что она убивает своих пациентов.
Фестивали и награды: одна — зато золотая — награда на родине.
Режиссёр: Паула ван дер Уст, 49 лет. В искусстве с 1988-го, но с киношным полным метром выступила в 1996-м; сейчас у неё фильмографии в общей сложности 21 название. Наивысший успех: в 2003-м её «Сёстры» вошли в оскаровскую пятёрку наравне с «Героем» и «Человеком без прошлого» (впрочем, все проиграли ленте «Нигде в Африке»). Тем же летом следующую картину Паулы, «Лунный свет», не растерявшись, взяла в конкурс Москва. Частая участница Нидерландского кинофестиваля, на котором получила шесть различного уровня наград, включая за лучшую режиссуру («Эффект домино», 2012).
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 70%. Режиссёр — единственная в данном списке, кто уже трепетал во время церемонии награждения, а сами Нидерланды выигрывали «Оскар» три раза, что недурной показатель. К тому же реальная история — это реальная история, академики такое страсть как уважают.
Эстония — «Мандарины» (Mandariinid / Tangerines)
Сюжет: во время грузино-абхазской войны 1992−1993 годов эстонец, хозяин мандариновой рощи (известный у нас Лембит Ульфсак), даёт приют двум раненым врагам — чеченцу и грузину.
Фестивали и награды: награда за лучшую режиссуру и приз зрительских симпатий в Варшаве, лучший эстонский фильм на таллиннском фестивале «Тёмные ночи», а главное — свежая номинация на «Золотой глобус».
Режиссёр: Заза Урушадзе, 49 лет. После первой короткометражки в 1989-м своего первого полного метра дожидался целых девять лет; в итоге «Здесь рассвет» был отмечен на «Киношоке». «Мандарины» — четвёртая и самая успешная картина Урушадзе, снятая усилиями грузинских и эстонских кинематографистов.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 65%. Похожее противостояние врагов в 2002-м принесло победу фильму «Ничья земля», так что вероятность успеха немалая; да и отбор «Золотого глобуса» — это показатель. Другое дело, что и без того есть уже верных три совпадения — а потому в четвёртом и в пятом случаях академики вполне могут проявить своенравие.
Венесуэла — «Освободитель» (Libertador / The Liberator)
Сюжет: боевая биография легендарного Симона Боливара, неустанно сражавшегося против испанского гнёта в Южной Америке.
Фестивали и награды: фильм был показан в Торонто, Сан-Диего и на фестивале латиноамериканского кино, устроенном Американским институтом киноискусства, но особых наград не снискал.
Режиссёр: Альберто Арвело, 48 лет. Дебютировал в 1997-м, фестивальную известность завоевал четырьмя годами позже со вторым фильмом — «Дом с видом на море», премированном от Гаваны до Осло. Успех последующих его работ был относительным, творческий перерыв перед шестым фильмом — этим самым «Освободителем» — длился шесть лет.
Шансы на попадание в пятёрку номинантов: 60%. В главной роли — Эдгар Рамирес, неплохо известный в Америке по таким картинам как «Избави нас от лукавого», «Домино» и сериалу «Карлос». А узнаваемое лицо всегда привлекает и дополнительное внимание, и столь необходимые баллы.
* * * * * * * * * *
Окончательно пятёрка номинантов будет сформирована к 15-му января, имя победителя мы узнаем (по московскому времени) 23-го февраля рано утром.