Ровно 107 лет назад войска молодого белого генерала Анатолия Пепеляева вошли в Пермь. О счастье освобождения от красного ига и сладости победы русского оружия над интернациональной нечистью, на страницах «Ридуса» рассказывает канал «Обыкновенный царизм».
Боевые действия Гражданской войны в конце 1918 года разворачивались на Восточном фронте протяженностью 400 километров. Воевать приходилось в жуткие морозы: столбик термометра во второй половине декабря 1918 года опускался до минус 30 градусов.
Против красных выступал 1-й Средне-Сибирский армейский корпус под командованием самого молодого белого генерала в Сибири Анатолия Пепеляева. На реке Чусовая ему удалось разбить 3-ю советскую армию Михаила Лашевича.
Кульминация наступила в 6 утра 24 декабря. Енисейский стрелковый полк белых в прямом смысле встал на лыжи и первым ворвался в Пермь. К вечеру русские очистили от красных почти весь город и железнодорожную станцию.
Во многом молниеносно взять важнейший опорный пункт на Урале позволило вспыхнувшее в городе народное восстание. Пермяки вдоволь насладились красным террором и грабежом, потому активно поддержали приход в город русской власти.
«Начали прибывать пермские офицеры, учащаяся молодежь и горожане, которые в штабе полка получали оружие и присоединялись к нашим ротам. Добровольцы прибывают десятками, большую пользу они оказывают нам, указывая расположение красных и дома, занятые ими», — так описывал происходящее очевидец.
Белые взяли в плен 20 тысяч красноармейцев. Если вы думаете, что их расстреляли или посадили на подвал, то глубоко ошибаетесь. Пепеляев просто отпустил их по домам. Тем более, что большинство из пленных были насильно мобилизованными бесовской властью, а не идейными русорезами.
В советскую историографию освобождение Перми вошло под названием «Пермская катастрофа». И действительно, русским удалось взять стратегически важный город с минимальными потерями и навести в нем порядок.
Приезд самого адмирала Колчака пермяки встречали с ликованием. После беседы с должностными лицами Колчак проследовал в Кафедральный собор на молебен. Вышедший навстречу во главе группы священнослужителей епископ Борис приветствовал гостя обращением:
«Ваше Высокопревосходительство, Верховный Вождь и Правитель возрождающейся Родины нашей — Руси православной!»
Затем адмирал принял участие в торжественном параде. Местная публика встречала Верховного правителя несмолкаемыми овациями.
Потому что в город наконец пришли наши. Русские.