Группа исследователей из Израиля утверждает, что источниками вдохновения для доисторических наскальных росписей могли послужить галлюцинации, от которых их создатели нередко страдали в пещерах.
Эксперты Университета Тель-Авива Яфит Кедар и Ран Баркай опубликовали в журнале «Time of Mind: The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture» работу, в которой попытались объяснить, почему наскальные рисунки зачастую обнаруживают в темных и труднодоступных подземных ходах, вдали от входов в пещеры.
Согласно гипотезе Баркая и Кедар, в наиболее отдаленных закоулках пещер у первобытного человека в мозг поступало недостаточно кислорода, а используемые им чадящие факелы только усугубляли нехватку свежего воздуха. В результате наступившей гипоксии доисторические люди переживали в глубине пещер измененное состояние сознания.
Израильские исследователи пришли к выводу, что из-за этого отдаленные подземные залы в каменном веке почитались нашими предками как священные места, где они могли «поддерживать связь с космосом».
Таким образом, исследователи из Университета Тель-Авива делают вывод, что наскальная живопись появлялась в тех уголках пещер, которые из-за галлюцинаций приобрели для людей каменного века сакральное значение.
Ранее антропологи при компьютерной реконструкции ушей неандертальцев установили, что слух у них был устроен так же, как у современного человека, и пришли к выводу, что речь неандертальца могла напоминать по связности нашу.