Российское федеральное агентство по надзору в сфере образования, Рособрнадзор, засомневалось в том, что работающие сегодня в школах педагоги обладают достаточными компетенциями, чтобы учить детей.
Не имея возможности проверить всех учителей поголовно, Рособрнадзор объявил о выборочной проверке в 45 регионах, которая затронет около 18 тысяч педагогов. Сделано это было накануне Дня учителя — своеобразное, конечно, «поздравление» от надзорного органа.
Для этого учителей заставят делать задания по тем предметам, которые они преподают в своих классах: русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву.
Помимо предметного экзамена, педагоги будут отвечать на вопросы анкеты о психолого-педагогических аспектах своей работы.
В 2019 году «большая стирка» продолжится: проверку пройдут учителя географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. Эта проверка коснется уже 40 тысяч педагогов из 70 регионов.
Проверка знаний, которую начинает в октябре Рособрнадзор, вызвала противоречивую, но во всех случаях острую реакцию еще до того, как прошли первые «контрольные для учителей».
При этом каждый родитель, для которого успехи его ребенка — не просто механические отметки в электронном или бумажном дневнике, великолепно осведомлены, что стандартная школьная программа (то есть без дополнительных занятий и иных форм репетиторства) не позволяет школьникам даже близко подойти к верхнему пределу ЕГЭ.
Опрос, проведенный Общественной палатой РФ в августе, показал: 90% респондентов считают, что государственный экзамен требует дополнительной подготовки.
Устраиваемые тотальные проверки учителей никоим образом не помогут решить действительно существующую проблему низкого качества образования в российских школах, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
Рособрнадзор собирается проверять состояние веточек, а корни останутся не затронуты. Ситуация в школьных классах — это именно веточки. А вопрос надо ставить иначе: почему люди вообще идут работать в школы, прекрасно понимая, что их там ждет? — сказал он «Ридусу».Можно соглашаться или спорить с «крылатой фразой» премьер-министра о том, что учитель — это призвание. Но существующая в России школьная система заточена на «отрицательный естественный отбор»: самые талантливые, увлеченные учителя в этой системе не выживают.
Из родительского чатаЕсли уходят самые лучшие — то не надо быть виртуозом формальной логики, чтобы понять: в школах остаются худшие. Те самые, которые не стесняются признаваться своим ученикам: «Я с вам только ради денег». Это уже психология не педагога, а кое-какой другой профессии…
Школьный учитель, в отличие от, скажем, университетского, не может быть только хорошим предметником, он должен быть еще и знатоком в области детской и подростковой психологии, подчеркивает глава родительского комитета. Но как может учитель учесть индивидуальные особенности своих учеников, если у него их в классе тридцать человек? Это получается по полторы минуты на каждого на урок!
Если я — учитель математики начальной школы, то мне не обязательно знать досконально синусы и косинусы. Но мне надо сделать так, чтобы дети, которых мне предстоит передать в старшие классы, пусть не ушли в математику с головой, но хотя бы не стали испытывать к ней отвращение. И это касается абсолютно всех предметов школьной программы, — говорит он. Очень много родителей недовольно «психолого-педагогическими аспектами» работы учителейИз чата обычного ГБОУ г. МосквыМногие родители, которые интересуются школьной жизнью своих детей не только в пределах оценок в дневниках, не вполне уверены в профессиональной компетенции не только учителей, но и самого Рособрнадзора.
Достаточно заявления, сделанного на днях заместителем руководителя ведомства Анзором Музаевым, который утверждал, что существующие ФГОС достаточны для успешного прохождения ЕГЭ.
Эти опасения родителей обоснованны — поскольку оценка учителей только по предметным компетенциям, как это пытается делать Рособрнадзор, покажет состояние лишь верхушки айсберга, опасается руководитель Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Именно навязывание системы ЕГЭ стало причиной вымывания из школ компетентных учителей и «заболачивания» народного образования теми, кто приходит в классы «только из-за денег».
В марте 2018 года фракция ЛДПР в Госдуме внесла законопроект об отказе от ЕГЭ. Вместо этого предлагается возврат к формату, существовавшему до введения в 2002 году нынешней системы «проставления галочек» напротив готовых ответов.
Новое руководство Министерства просвещения пытается каким-то образом уменьшить ущерб, нанесенный той реформой, но быстро развернуть инерционную махину, набравшую за 20 лет темпы, у ведомства Ольги Васильевой быстро точно не получится.
Задача Рособрнадзора — проверять уровень подготовки школьников, а не компетенции учителей! И эту задачу — повышать уровень знаний школьников — руководящие структуры провалили с треском благодаря неуклюжему введению того самого дурацкого ЕГЭ. Понятно, что руководству Рособрнадзора нет пути назад и его представители будут защищать ЕГЭ до последнего, — сказал «Ридусу» Комков.В конце августа и вице-спикер Госдумы Петр Толстой назвал реформы, которые способствовали созданию современной системы школьного образования, «идиотскими».